Понедельник, 21.08.2017, 17:08
ВСЕУКРАИНСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
"ПРАВОСЛАВНОЕ КАЗАЧЕСТВО"
Главная страница | Каталог статей | Регистрация | Вход

6. Песня Игоря Тальк...
3. Обучение кадетов ...
4. Международный вое...

Яндекс.Метрика

Главная » Статьи » Это интересно. » Информация к сведению

Мы предлагаем принять участие в презентации на Украине уникального издания исторических документов «Первая перепись казаков-переселенцев на Кубань в конце XVIII века», публикуемых впервые в истории Кубани – материалы посемейной переписки казаков Черноморского казачьего войска за 1794 год. Это издание осуществлено в рамках краевой целевой программы в честь «70-летия образования Краснодарского края и 215-летия освоения казаками кубанских земель».
Возрождение Кубанского казачьего войска всколыхнула общественность, заинтересовало государственную и региональную власть. Вся Кубань окунулась в атмосферу поиска своих корней. Знакомясь с данными переписи, мы переносимся к событиям, имевшим место в конце XVIII века. Именно тогда начинается заселение и хозяйственное освоение благодатного Кубанского края казаками-черноморцами.
В этой книге опубликованы уникальные архивные документы – поэтому издание имеет огромное познавательное значение, несомненную историческую ценность и является подлинным источником сведений о людях, заселивших Кубань и стоявших у истоков трудовых и ратных подвигов кубанских казаков в последующий период истории. Именно этот источник позволяет узнать социальный состав, имущественное положение, происхождение казачьей семьи – основателей нынешних станиц и хуторов, географию их расселения. Благодаря этому изданию стало возможным открыть новые страницы истории, прежде не доступные широкому кругу общественности.
События, происходившие более двух веков назад, не перестают привлекать внимание нынешнее поколение ученых и регионоведов, а тем более прямых потомков казаков. В настоящее время становится отчетливо ясно, что без пробуждения исторической памяти, возрождения национального самосознания, духовных традиций, невозможно возвращение к истокам.
Эта публикация переписи казаков за 1794 год имеет огромное значение как для изучения истории войска Черноморского, так и для углубленного познания кубанцами истории своей малой родины, требует уважения и заставляет гордиться предками, осваивавшими необжитой край в крайне тяжелых условиях. Учитывая научно-популярный характер издания, его публикация дает возможность полно и всесторонне исследовать сам процесс переселения черноморских казаков на Кубань.
30 июня 1972 года Екатерина II подписала «Жалованную грамоту», где, в частности, говорилось: «… желая воздать заслугам войска Черноморского, утверждением всегдашнего его благосостояния и доставлением способных к благополучному пребыванию всемилостивейше пожаловали оному в вечное владение состоящий, в Таврической области остров Фанагорию со всей землею, лежащею на правой стороне реки Кубани от устья ее к Усть-Лабинскому редуту, так чтобы с одной стороны река Кубань, с другой же - Азовское море до Ейского городка служили границею войсковой земли».
Переселялись черноморские казаки в 1792-1793 годах несколькими партиями. По документам прослеживаются три маршрута: морской, вдоль берегов Крыма; сухопутный, через Крым и Керченский пролив на Тамань; обходной северный путь с выходом на границу с рекой ЕЕ. Удалось установить несколько основных групп переселенцев: под руководством Белого. Кордовского, Чепеги, Головатого, Тиховского, Юзбаша, Шульги, Орлова, Сутыки и партия казаков из бывшей Черноморской команды Черненко.
28 октября 1793 года З.Чепега поручил полковому есаулу армии поручику А.Миргородскому провести перепись казаков и их семей. Поручение было исполнено через 5 месяцев, о чем свидетельствует рапорт войсковому правительству А. Миргородского от 21 марта 1794 года.
Еще до окончания переписи правительство приняло решение о поселении казаков куренными селениями. Впервые это решение юридически зафиксировано в «Порядке общей пользы», принятом в январе 1794 года. А 15 февраля 1794 года на собрании старшин и куренных атаманов было принято решение расселить сорок куренных селений, 38 из которых получили старые запорожские названия. Списки переселенцев опубликованы по куреням, в соответствии с порядком их расположения в деле. Первыми в списках записаны старшины от бывшего Запорожья, имеющие армейские чины, затем старшины, не имеющие армейских чинов; далее значатся казаки с их семьями и работниками. Следующий раздел занимают «служащие не от бывшего Запорожья, а из волны поступившие». Именной указатель составлен по куреням, расположенном в алфавитном порядке. Внутри каждого куреня фамилии даны также по алфавиту.
Итого: старшины имеющие армейские чины: муж. – 236, жен. – 113, их дети– 313. Старшины, неимеющие армейских чинов – муж. – 144,женщ – 65, их дети – 139.
Казаки, служившие от бывшего Запорожья: муж. – 5503, жен. – 2982; казаки, служивших не от бывшего Запорожья: муж. – 3350, жен. – 915; казаки, неслужившие от бывшего Запорожья: муж. – 417, жен. – 252; казаки, из вольных поступившие: муж. – 2735, жен. – 1007. Всего: мужчин – 12645, женщин – 5526.
В публикуемом источнике читатель найдет большое количество географических названий, которые трудно привязать к современной карте. Легче поддаются идентификации реки, лиманы и песчаные косы. Сложнее разобраться с островами. В переписи упоминается три «города»: Екатеринодар, Тамань (Таман) и Чабаклея. Только первый из них превратился в настоящий город. Большинство селений (или слобод) возникло вдоль реки Кубани. Расположение некоторых их них можно увидеть на прилагаемой карте, составленной кандидатом исторических наук, доцентом Кубанского государственного университета, членом Научного общества имени Шевченко А.М. Авраменко. Из Переписи видно, что Черномория в то время делилась на три военно-административные единицы – полковые паланки («поланки» – Ейскую, Екатеринодарскую и Копыльскую).
Издание подготовлено специалистами Управления по делам архивов Краснодарского края, при участии ученых факультета истории, социологии, международных отношений (ФИСМО) Кубанского государственного университета – кандидатов исторических наук доцентов кафедры дореволюционной отечественной истории В.П.Громова, атамана Кубанского казачьего войска (бывшего) и А.М. Авраменко, а также Б.Е. Фролова, заведующего отделом истории Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е.Д. Филицына.
Подготовка материалов к печати осуществлена коллективными усилиями составителей и редакционного совета под председательством В.В. Горковенко.
С уважением, Юрий Работин
© И.Скибицкая
УКРАИНЦЫ НА КУБАНИ: ПЕРСПЕКТИВЫ НАУЧНОГО ИЗУЧЕНИЯ.
ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЙ «СОДРУЖЕСТВА: КУБАНЬ – УКРАИНА» НА 2008 ГОД

Украинский этнос имеет на Кубани давнюю историю. Это и основание первых поселений казаками-запорожцами, создавшими Черноморское казачье войско, и последующее заселение кубанских земель, украинским казачьим и крестьянским населением. Изучение истории украинского этноса на Кубани в научно-практических целях, а также распространение полных и достоверных знаний в средствах массовой информации будет способствовать сохранению исторической памяти и культуры кубанцев. Исходя из этого Содружество «Кубань – Украина» на 2008 год планирует следующие мероприятия:
1. Проведение «Шевченковских чтений» (IV-я научно-практическая конференция «Кубань-Украина: вопросы историко-культурного взаимодействия»);
2. Проведение Дня украинской культуры и искусства на Кубани;
3. Выявление в архивах Краснодарского края документов по истории украинцев Кубани и подготовка их к публикации;
4. Популяризация знаний об украинской истории и культуре среди населения Краснодарского края;
5. Создание Украинской библиотеки в Краснодаре (а в перспективе и Дома Украины, включающего библиотеку, небольшую гостиницу для прибывающих из Украины, кабинет для общественного консула Украины, помещение для украинской школы и т.д.);
6. Участие в научных конференциях в Киеве, Харькове и других научных центрах Украины;
7. Привлечение кубанской учащейся молодёжи к изучению украинской тематики.
С уважением и надеждой на понимание от имени Краснодарской краевой общественной организации «Содружество Кубань-Украина».
Контакты: 350000, Краснодар, ул. Красная, 25 kroje@mail.ru www.kuban-ukraine.org
Телефон: 8(905) 4704435;
Председатель Краснодарской краевой общественной организации
«Содружество: Кубань-Украина» Ирена Скибицкая

© А.Авраменко

АТЛАС ИСТОРИИ КАЗАЧЕСТВА
СПИСОК КАРТ

I. КАЗАЧЕСТВО В УКРАИНСКОЙ, РОССИЙСКОЙ И МИРОВОЙ ИСТОРИИ.
1. Ранняя история казачества.
2. Казачество в Восточной Европе и Западной Сибири в XVI в.
3. Украинское и российское и казачество в Европе в XVII вв.
4. Казачество в Сибири в XVII в.
5. Казачество в Европе в XVIII в.
6. Казачество в Азии в XVIII в.
7. Казачество в Европе в 1801–1860 гг.
8. Казачество в Азии в 1801–1860 гг.
9. Казачество в Европе в 1861–1917 гг.
10. Казачество в Азии в 1861–1917 гг.
11. Казачество в эмиграции.
12. Возрождение казачества в конце ХХ века: Украина, Россия, Казахстан, Белоруссия.
II. ВОЙНЫ И НАРОДНЫЕ ВОССТАНИЯ С УЧАСТИЕМ КАЗАЧЕСТВА.
III. СХЕМЫ СРАЖЕНИЙ.
IV. ВКЛАД КАЗАКОВ В ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ. (4 карты).
V. ЗЕМЛИ КАЗАЧЬИХ ВОЙСК. ЗАСЕЧНЫЕ ЧЕРТЫ И КОРДОННЫЕ ЛИНИИ.
Территории казачьих войск: 1.Украинское казачество в XV–XIX вв. // Очерки традиционной культуры казачеств России. / Под общей редакцией проф. Н.И. Бондаря. Т.II. М.; Краснодар, 2005. [Цветная карта-вклейка].
Территории казачьих войск: 2.Казаки Дона, Северного Кавказа и Поволжья в XVI – начале XX в. // Очерки традиционной культуры казачеств России. / Под общей редакцией проф. Н.И. Бондаря. Т.II. М.; Краснодар, 2005. [Цветная карта-вклейка].
Территории казачьих войск: 3.Казаки Приуралья, Западной Сибири, Степного края и Семиречья и в конце XVI – начале XX в. // Очерки традиционной культуры казачеств России. / Под общей редакцией проф. Н.И. Бондаря. Т.II. М.; Краснодар, 2005. [Цветная карта-вклейка].
Территории казачьих войск: 4.Казаки Восточной Сибири и Дальнего Востока в XVII – начале XX в. // Очерки традиционной культуры казачеств России. / Под общей редакцией проф. Н.И. Бондаря. Т.II. М.; Краснодар, 2005. [Цветная карта-вклейка].
Засечные черты и кордонные линии: Адагумская линия, Белгородская черта, Белореченская линия, Ванкская линия, Днепровская линия, Изюмская черта, Иртышская линия, Кавказская линия, Кисловодская линия, Кубанская линия, Лабинская линия, Пресногорьковская, Сунженская линия, Уйская линия, Украинская линия, Черноморская кордонная линия.
АГРАХАНСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО.
АЗОВСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО.
АМУРСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО.
АСТРАХАНСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО.
БАШКИРСКОЕ ВОЙСКО.
БУГСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО.
ВОЗНЕСЕНСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО.
ВОЛГСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО.
ДОНСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО.
ЕКАТЕРИНОСЛАВСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО.
ЗАБАЙКАЛЬСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО.
ЗАДУНАЙСКАЯ СЕЧЬ.
ЗАПОРОЖСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО.
ИРКУТСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО.
КАВКАЗСКОЕ ЛИНЕЙНОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО.
КАЛМЫЦКОЕ КАЗАЧЕСТВО.
КУБАНСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО.
«МАЛОРОССИЙСКИЕ» КАЗАЧЬИ ПОЛКИ (ГЕТМАНЩИНА).
НЕКРАСОВСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО.
НОВОРОССИЙСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО.
ОРЕНБУРГСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО.
ПЕРСИДСКАЯ ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА ШАХА КАЗАЧЬЯ ДИВИЗИЯ.
СЕМИРЕЧЕНСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО.
СИБИРСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО.
СЛОБОДСКИЕ КАЗАЧЬИ ПОЛКИ.
СТАВРОПОЛЬСКОЕ КАЛМЫЦКОЕ ВОЙСКО.
ТЕРСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО.
УКРАИНСКИЕ КАЗАЧЬИ ПОЛКИ в XVI–XVIII вв.
УРАЛЬСКОЕ (ЯИЦКОЕ) КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО.
УССУРИЙСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО.
УСТЬ-ДУНАЙСКОЕ БУДЖАКСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО.
ЧЕРНОМОРСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО.
ЯКУТСКИЙ ПЕШИЙ ГОРОДОВОЙ КАЗАЧИЙ ПОЛК.
VI. ГОРОДА, СТАНИЦЫ, КРЕПОСТИ И УКРЕПЛЕНИЯ.
Астрахань. Ахтирка. Бар. Батурин. Благовещенск. Верный. Владивосток. Владикавказ. Глухов. Екатеринодар. Ізюм. Иркутск. Киев. Красноярск. Лубны. Меджибож. Москва. Новочеркасск. Омск. Оренбург. Острогожск. Полтава. Раздоры. Санки-Петербург. Святой Крест. Сечь Запорожская. Ставрополь. Сумы. Тобольск. Троицк. Тюмень. Уральск. Харьков. Черкасск. Чигирин. Чита. Якутск.
Выделенные города относятся к Украине.
КОММЕНТАРИИ.
УКАЗАТЕЛЬ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ И ЭТНИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ.
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ.
© Л.Кольчева

«ШЕВЧЕНКОВІ РОКОВИНИ»

В марте месяце мы отмечаем день рожденье и день смерти великого украинского поэта и художника-академика Тараса Григорьевича Шевченко.
Шевченко по праву можно назвать славянским поэтом, поскольку он писал на украинском и русском, на польском, которым он хорошо владел, благодаря близкому знакомству с польскими демократическими и революционными деятелями. В его тематике имеются произведения, касающиеся освободительной борьбы чехов, возглавляемых Жижкой и Гусом. На Украине мы его по праву считаем не только великим народным поэтом, но и апостолом свободы, правды и человеколюбия.
После ареста и суда над членами Кирилло-Мефодиевского братства Шевченко на 10 лет был сослан в закаспийские степи рядовым солдатом Оренбургского полка, с запретом писать и рисовать.
С июня 1847 по 1850 годы он пребывал в Оренбурге и Орске, а потом был отправлен служить в Ново-Петровское укрепление на полуострове Мангышлак, что на восточном берегу Каспийского моря. Ожидая переправы в Гурьеве, Шевченко увидел повозки, на которых перевозили ивовые шпицрутены, для наказания провинившихся солдат. Он поднял выпавшую розгу, спрятал под полы шинели и провез через море в Ново-петровское укрепление. На новом месте службы, в первый же день он воткнул на гарнизонном огороде этот нечаянный саженец, а потом 7 лет ежедневно поливал его соленой мангышлакской водой. Последний раз он провел своей ладонью по молодой иве и попрощался с ней 2-го августа 1875 года, когда его, уже освобожденного, должны были переправить морем в Астрахань.
В 1964 году, т.е. через 107 лет после освобождения поэта делегация украинских писателей, во главе с Львовским поэтом Ростиславом Братунем побывала в Казахстане, в бывшем Ново-Петровскиком укреплении, которое названо теперь городом Шевченко и увидели посаженную поэтом ИВУ. Это было уже дряхлое, трухлявое дерево. Только из нижней части сухого штамба отходила еще живая поросль.
Живую ивовую ветку писатели привезли во Львов и посадили в самом лучшем городском парке «Стрыйском», на береге лебединого озера. Вскоре она превратилась в огромное дерево. Однако век ивы недолог и спустя 40 лет ее ствол обломился от старости. На оставшейся части из спящих почек выросла целая метла ветвей.
В Кубанском казачьем крае в свое время жил и служил наказным атаманом Черноморского казачьего войска близкий друг и ревностный почитатель творчества Тараса Шевченко, один из первых кубанских литераторов – Яков Кухаренко, которому он посвятил поэму «Москалева криниця»». Яков Герасимович Кухаренко – генерал-майор, последний наказной атаман Черноморских казаков, считается украинским писателем, историком и этнографом. Как ни скрывал казак своего сочинительства, слух о его талантах все ширился, пока не достиг казачьей столицы, где весьма заинтересовались перспективным офицером. Его рукопись, озаглавленная "Обозрение исторических фактов о Войске Черноморском" была завершена в мае 1836 г. Эта первая история была написана в соавторстве с сотником Алексеем Туренко. Новый импульс творчеству писателя придало его личное знакомство с Т.Шевченко, состоявшееся в январе 1841 г. и переросшее затем в многолетнюю дружбу.
Тяжкий удар, который был нанесен по Кирилло-мефодиевскому братству, куда входило большинство друзей Якова Герасимовича, разметала их по многолетним ссылкам. И лишь тоненькая ниточка конспиративной переписки соединяет кубанского казака с томящимся в астраханских песках Т.Шевченко. Круг общения Шевченко, куда был вхож Яков Герасимович, дал возможность писателю познакомиться с такими литераторами, историками, общественными деятелями, как Писемский, Н. Некрасов, Ф. Тютчев, П. Аненков, Н. Костомаров и. др., что не могло не сказаться на повышении литературного чутья и писательского мастерства Якова Герасимовича, мнением которого так дорожил Тарас Шевченко «... Я дорожу его мнением неподдельного самобытного земляка моего…» - записал Кобзарь в своем дневнике 1 июля 1857 года. Причем дружба эта была настолько крепка, что продолжалась вопреки всем запретам, даже когда Шевченко был разжалован в солдаты и сослан.
Дружба Я.Кухаренко и Т. Шевченко продолжалась более двадцати лет. Их переписка на протяжении этих лет в 1899 г. была опубликована в «Кубанских областных ведомостях». Тогда она хранились у сына генерала, атамана Ейского отдела Александра Кухаренко, но в дальнейшем следы подлинников затерялись... Несмотря на неоднократные приглашения, поэту не довелось побывать в гостях у друга-атамана.
В сентябре 1862 г. на пути в Ставрополь, куда ехал С.Я. Кухаренко по служебным делам без конвоя, в сопровождении своего зятя Иогаясона и вестового казака, их экипаж подвергся нападению. Они были захвачены партией конных черкесов, 26 сентября от полученных ран и мучительных переживаний бесстрашный воин и писатель скончался в плену у горцев в небольшом лесном ауле под Майкопом. Дело о похищении кубанского казачьего генерала закрылось одним росчерком императорского пера. «Выкупа, по-моему, давать не следует», — так ответил Александр II. на просьбу военного министра о выделении денег на спасение жизни атамана Якова Кухаренко. Должно быть, горцы, захватившие в плен атамана, запросили слишком большую для царской казны сумму. А может, эти 6 тысяч рублей серебром стали поводом без всяких осложнений покончить с личностью, неудобной для царской власти.
До сих пор остается загадкой, что послужило причиной монаршей немилости по отношению к участнику 44 сражений во славу России. Наиболее вероятно, император был недоволен, что «последний черноморский генерал Яков Герасимович Кухаренко», как писали в 1899 году «Кубанские областные ведомости», много лет «находился в тесной дружбе с великим малоросским поэтом Т. Г. Шевченко». За огромные деньги, взятые семьею в долг, тело Якова Герасимовича было выкуплено (эта сумма была вначале выдана вдове в долг, а потом, с разрешения императора, списана) и только 6 октября 1862 года Кухаренко был похоронен на Екатеринодарском кладбище с подобающими воинскими почестями.
Кубанцы любят, хорошо знают и почитают поэзию Тараса Шевченко, считают его непревзойденным певцом казачества. Трогательное и уважительное отношение кубанцев к поэту уходит корнями в 40-е годы XIX столетия, когда первый экземпляр «Кобзаря» привез из северной столицы черноморский полковник Яков Кухаренко. Уже в марте 1862 г., узнав о кончине Кобзаря, екатеринодарцы из числа местной военной интеллигенции разучили сцены из «Наталки-Полтавки», а вырученные от театрального представления деньги направили в Петербург для увековечения его памяти.
Заслуживает упоминания сорокастраничная книжечка «Поминки Тараса Григорьевича Шевченка 25 февраля 1882 года в Екатеринодаре», подписанная криптонимом А.Т., за которым скрывался украинский литератор и педагог Алексей Андриевский (1845-1902). Издание было осуществлено редакцией первой в кубанском крае частной газеты «Кубань». Реклама этой книги, рассказывающей о великом украинском поэте, несколько раз размещалась на первой странице газеты. По информации кубанского шевченковеда В.К. Чумаченко, кандидата филологических наук, профессора КГУКИ, Члена научного общества им. Шевченко, заслуженного работника культуры Кубани и Украины, собранные средства были направлены в Канев на сохранение могилы поэта и открытие народной школы его имени.
Одной из форм чествования кобзаря в казачьем Кубанском краю были «Шевченкові роковини», которые до 1895 г. проводились в Екатеринодаре эпизодически, а в дальнейшем - ежегодно, причем география таких праздников быстро расширялась за счет других, все более отдаленных городов и станиц области. Кроме традиционных литературно-музыкальных вечеров и спектаклей, «живых картин», поставленных по произведениям поэта, совершались поминальные панихиды в Войсковом кафедральном соборе. В годы ослабления реакции в них принимали участие даже высшие чины Кубанского казачьего войска, а проводимые мероприятия широко освещались в местных периодических изданиях. Это всегда изумляло приезжавших на Кубань гостей из Украины, где подобные либеральные вольности были тогда просто невозможны.
Значительным эпизодом в кубанской шевченкиане явилась публикация в 1899 году в «Кубанских областных ведомостях» всех сохранившихся писем Шевченко, которые он адресовал своему другу атаману Кухаренко. Ныне история дружбы великого украинского поэта и казачьего писателя широко известна. В 1961 году в Краснодаре широко отмечалось столетие со дня смерти великого украинского поэта Тараса Шевченко. В зале филармонии по этому поводу состоялся общегородской торжественный вечер; в газете «Советская Кубань» среди юбилейных статей опубликован материал о переписке Т.Г.Шевченко с кубанским писателем и общественным деятелем атаманом Черноморского казачьего войска Я.Г.Кухаренко.
Завершая наш экскурс в прошлое, необходимо отметить, что в 1980 г., в Краснодаре был установлен памятник Тарасу Шевченко (скульптор - И. П. Шмагун, архитектор - В. Г. Головеров) по улице его имени на пересечении ее с одной из магистральных улиц города. Но кубанцы целесообразным считают перенести памятник к Литературному музею Кубани, где жил друг поэта генерал-майор, атаман Черноморского казачьего войска, первый на Кубани писатель, историк, этнограф Яков Кухаренко, где есть уголок, посвященный дружбе двух литераторов: хранится бюст Тараса Григорьевича работы академика Ф. Каменского, а рядом на почетном месте стоит томик его бессмертного «Кобзаря». За это неоднократно, высказывались деятели украинских культурно-просветительских обществ Кубани, но пока безуспешно.
Зато вполне успешным можно назвать научные конференции – «Шевченковские чтения», которые проводятся в наши дни председатель общественной организации «Содружество "Кубань–Украина"» Ирэна Скибицкая, доцент Кубанского университета, учёный секретарь Краснодарского филиала Донецкого отделения Научного общества имени Шевченко – Анатолий Авраменко.
На одной из научных конференций возникла идея посадить ИВУ-ВНУЧКУ у памятника Тарасу Шевченко в Краснодаре. Привезенная из Львова в Краснодар зимой 2006 года членом Краснодарского филиала Донецкого отделения Научного общества имени Шевченко, кандидатом биологических наук Святославом Осецким, ветка превратилась в 2-х метровый саженец, который был высажен, спустя 157 лет, участниками «Шевченковских чтений» 2008 года. Это событие выглядело торжественно и символично.

«ПРЕСА – ЯК ЧИННИК ДОВІРИ МІЖ НАРОДАМИ»

7 червня у Києві закінчується міжнародна акція «Преса – як чинник довіри між народами», присвячена вшануванню ветеранів Великої вітчизняної війни та 50тиріччю заснування Спілки журналістів України. Учасники акції, журналісти з України, Росії та Білорусі, проїхали понад 12 тисяч кілометрів по 12 містам-героям колишнього СРСР та фортеці-герою Брест для того щоб підкреслити, що Велика Вітчизняна війна назавжди залишиться трагедією наших народів, а подвиги ветеранів не повинні канути безслідно у вічність. Підтримку акції висловили Президент України Віктор Ющенко та Президент Росії Дмитро Медведєв. Відповідні копії звернень можна знайти на офіційних сайтах глав держав.
Організатор акції, Голова Одеського регіонального відділення Спілки журналістів України Юрій Работін підкреслив, що в першу чергу акція направлена на збереження історичних традицій та присвячена пам’яті героям Великої Вітчизняної війни.
«Для мене самого було неочікуваним, що під час спілкування з ветеранами, мені вдалося знайти місце загибелі мого дядька. Це трапилося у 1944 році під час визволення Севастополя на Сапун-горі. Його дружина до цих пір не знає, адже під час війни прийшла лише похоронка де не було вказано ані місце загибелі, ані місце поховання», - сказав Юрій Работін. «На жаль, з кожним роком кількість ветеранів катастрофічно зменшується. І розказати правду про війну, про героїзм і відвагу з перших вуст скоро буде вже нікому. Ми плануємо випустити книжку та фільм де спробуємо максимально розказати про те, що ми побачили під час акції».
Стартувавши 15 травня в місті-герої Одесі, учасники автопробігу відвідали Севастополь, Керч, Новоросійськ, Волгоград (Сталінград), Санкт-Петербург (Ленінград), Мурманськ, Москву, Тулу, Смоленськ, Мінськ, Брест та Київ. Під час акції відбулося спілкування з ветеранами, представниками преси, державними та громадськими організаціями. Треба відзначити, що акція викликала неабиякий резонанс й іноді просто не вистачало часу поспілкуватися і вислухати усіх бажаючих.
По ходу свого маршруту учасники акції вивчали соціальні програми щодо захисту ветеранів, умови медичного та культурного забезпечення. Досягнення та знахідки місцевих організації та органів державної влади відразу виливалися в рекомендації та поради для відповідних структур інших міст-героїв.
Крім того, вдалося знайти деякі неточності та невідповідності в історії війни, які кочують з книжки в книжку, від дослідника до дослідника. Все це буде викладено в книжці «Золоте кільце перемоги» за результатами поїздки.

© А.Листолпад
СТЕЖКАМИ СУМУ І ПАМ’ЯТІ

“Про безсмертя – то кожному варто послухать.
Вартівницю в світах і в собі – не поруш.
Мироточить душа, що спізналася з Духом.
Є у всіх поколінь мироточиво душ”.
Антоніна Листопад.
22 липня 2003 року в Мурманськ приїхала відома українська письменниця, член Спілки письменників України, Лауреат премій імені Василя Стуса та Олени Пчілки, Дипломант шевченківського конкурсу за твір “Лицарська Голгота”, автор книг “Сльоза любистку”, “Біла Молитва Братика”, “Євшан - Провидіння”, “Покрова”, “Свячена вода” – Антоніна Листопад.
23 липня на пароплаві “Клавдія Єланська” пані Антоніна разом з головою НКАУ Наталею Литвиненко-Орловою та юним членом мурманської укаїнської громади Сашком Шумлянським відбула на Соловецькі острови, де всі разом побували на екскурсіїї в Соловецькому монастирі.
З особливою увагою делегація оглянула експозицію-пам’ятку “СЛОНа” і розшукала кам’яну брилу, що колись покоїлась над прахом останнього кошового Запорізької Січі (Нової) Петра КАЛНИШЕВСЬКОГО – людини, котра об’єднала три століття нашої історії: народилася в XVII–му, жила в XVIII-му та померла у XIX –му століттях.
Нажаль, тепер ця унікальна пам’ятна брила є лише оглядовим експонатом на терені невеличкого музейного Некрополя, а сам прах легендарного кошового покоїться на старому монастирському цвинтарі, який у 1938 році був зруйнований більшовиками. Щоправда, на місці старого цвинтаря і досі помітні рештки стародавньої церкви, а також вціліло декілька аналогічних надгробних брил.
Учасники поїздки побували біля башти “Сушило” під муром якої знаходиться холодна келія, в якій відбував покарання наш легендарний кошовий. З зовнішнього боку башти при самій землі було чітко видно три таких келії. Певно, що якась із них – і є та сама…
Українською калиною та землею, що пані Антоніна привезла з України, освятили брилу та всі три келії через маленькі загартовані (але без скла) віконця. Розвіяли землю і на старому цвинтарі.
Під час Служби Божої в одній із церков Соловецького монастиря були запалені скоботні поминальні свічі: і по нашому легендарному Калнишу, і по невинно убієнним і закатованним нашим землякам. (В музейній експозиції “СЛОНа” нажаль відшукали тільки чотири світлини: Є. Плужника, В. Підмогильного, М. Зерова та Л. Курбаса). Але знаємо, що їх, невинно убієнних і закатованних, було дуже і дуже багато…Вічна їм пам’ять!!!
30 липня учасники поїздки прибули в Мурманськ. Вечером того ж дня відбулася творча зустріч Антоніни Листопад з українцями Мурманська. Пані Антонана поділилася враженнями про поїздку, прочитала відомі свої поезії, а також – тільки-но написані віршовані нотатки.
Після Мурманська пані Антоніна відбула в місто Петрозаводськ, щоб вклонитись могилам в сумнозвісному урочищі Сандормох.
Є підстави сподіватись, що незабаром побачить світ нова книга А. Листопад. Напевно, вона її так і назве “СОЛОВКИ”.

© А.Листолпад

“МОЯ СВІЧКА”

Дорога – дололит.
Дорога – горловина.
Ми всі – одна роса.
Ми всі – єдина Пам’ять.
Везу на Соловки лиш гілочку калини.
І ще – свою сльозу, яка розтопить камінь.
Дорога – через яр.
Дорога – через крівцю.
Тут - єднокровність спить.
Тут – оживає глина.
Везу на Соловки насіння чорнобривців.
Засію острів весь.
Хай пахне Україна!
Дорога полину.
Дорога – синьольону.
Є вишитий рушник.
На хрест і на сторожу.
Везу на Соловки Почаївську Ікону.
Початок і кінець, і середину Божу.
Дорога ця – печаль.
Дорога ця – і пісня.
Ми всі серед вогню.
Ми всі посеред льоду.
Ще свічку запалю
Душі своєї, звісно, -
На вічне на життя
Негаснучого Роду.
Антоніна Листопад

© Н. Литвиненко-Орлова

ЗА ПЕРЕКАЗОМ БОЛЮ

Заплакав місяць в журбі у чорній.
Сховав він очі срібні.
Неначе світ посивів, неначе хтось сп’янів,
А може, то мати відкопує синів?
Ніна Матвієнко

Призупинимо мить, запалімо свічку пам’яті, зустрінемось в відчутті нестерпного болю на відстані сльози …
“Сандармох” - страшний невимовний жах, від усвідомлення якого вгинається Земля, здригається свідомість, обпалюється навіть найменший нерв….
Події тих страшних років торкались нашого дитинства, прихованими і обережними спогадами наших батьків, тихо западали в душу, карбувались свідомістю. Тому ми, дійшовши сивочолого віку свого, не розминулись з присмаком утаємниченого жалю і з виміром тяжкої непосильної кривди. Отже, настав час і нам, сьогоднішнім, засіяти правдою, аби правдою і вродило.
Велику жертовну справу проробили небайдужі люди, спочатку розшукавши одне з місць страшного злочину 37-го, місце кривавої розправи над беззахисними ні в чому не повинному людьми, а пізніше вшанувавши пам'ять невинно убієнних дітей Божих.
Найщиросерднішою мірою дякую за великий труд, за праведний засів…
Товариство Санкт-Петербурзького “Меморіалу”, відділу Карельського “Меморіалу” і особисто Юрію Дмітрієву – Людині священного поклику і невтомному пошуковцю . Дякую землякам своїм - членам Карельського товариства української культури” Калина”, також пані Ларисі Скрипнuковій - як голові Громади і як найневтомнійшій людині в цій благочинній справі.
Чи є сенс говорити сьогодні, хто був закатований, хто був знищений… Були страчені Люди, дуже багато людей! Земні трударі і інтелігенти, трохи старші і зовсім молоді, - це були звичайні земні люди, втративши яких Земля збідніла, став незатишним Всесвіт, бо відцвіли вони своїми непрожитими роками у потойбічні пояси. Ніхто їм не витесав труну, не відридали їх збентежені дзвони, проросли вони стогін-травою на стомленій від чиїхось гріхів землі, а змучені Душі їх злучилися з Вічністю. І лише налякана тиша завмерла непорушним німим свідком. Прийми їх, Боже, в оселях Твоїх, Опікою Твоєю і Ласкою найбільшою огорни.
Серед тисяч закатованих в тих сумних карельських лісах покояться і діти нашої землі Вкраїнської. Одна в Бога Земля, але певна, що кожна страчена Душа, навіть у Господніх покоях, сумує за рідною домівкою за тим місцем, де прийшла вона у Світ.
Хоч би земельки з рідного краю, то може б трохи полегшало…
І земелькою Вкраїнською і великим хрестом – тугою і заупокійною панахидою увіковічили українці ще 1997 року місце останнього притулку земляків своїх.
Але йшов час, і свідомі своєї жертовної справи українці, на всіх Світових теренах, збирали кошти для спорудження пам’ятника, що увіковічить нашу невгасиму пам'ять і тужливу гірко-полинну скорботу по розстріляному суцвіттю Родини нашої.
Відтак, височить в Карельському лісі, в пам'ять по невинно убієнним українцям, Хрест Козацький, безмовно наголошуючи на тому, аби пам’ятали, аби пізнавали правду, аби не ганьбили Душі свої байдужістю і забуттям, бо
«…Тут - єднокровність спить.
Тут – оживає глина…» (Антоніна Листопад)
Автори і творці цієї пам’ятної споруди художник Микола Малишко і скульптор Назар Білик (Київ). Пам’ятник неприховано і неперевершено вказує на причетність до українських національних традицій, до українського мистецького подиху в граніті.
З почуттям безмежної подяки і відчуттям душевного щему тримаю в руках фахово видану книгу, яка так і називається “Убієнним синам України. Сандармох”
Цю книгу упорядкувала і підготувала до друку голова Карельського республіканського товариства української культури “Калина”, кавалер ордена Княгині Ольги пані Лариса Скрипникова. Це дуже своєчасна і потрібна книга, бо не кожному випадає можливість побувати на місці того злочину, що всотало стільки кровочки людської, кровочки, а не водиці…
Книга дає повне уявлення про шанобливе ставлення людства до історичної минувшини і засвідчує спадкоємність поколінь, розповідає про те, як все було від задуму і до повного облаштування пам’ятника. Книга містить дописи і віршовані рядки різних за фахом людей, стислу документальну статистику, фотографії, відомий на сьогодні список розстріляних українців і чисельний покажчик закатованих представників інших народів. Серед авторів – дописувачів є молодь, а це і є спадкоємний переказ болю і пошанівку, заповіт сльози, яка покликана розтопити камінь.
Книга побачила світ за меценатської підтримки головного спонсора Президента концерну “Орими” пана Олександра Колосницина, голови ради директорів ВАТ “Петролесекспорт”.
Але найбільша вага безкорисливої праці і старання випадає на долю самої авторки - упорядника книги - пані Лариси Скрипникової. Щоби кермувати такою титанічною справою, треба було всі ті страшні події пропустити через себе, виносити і , хоч подумки, уявити ті жахливі миті, пережиті нашими в’язнями сумління в несамовито-скаженому 1937-му у своєму свідомому житті. Книга пішла у життя. Переказом болю, усвідомленням правди і дороговказом пам’яті ця книга покликана пробуджувати сумління і запобігати пересторогою в майбуття.
Чи не найперша презентація книги “Сандармох” відбулася в Мурманську. Під час проведення чергової консультативної наради при Адміністрації Мурманської обл. я показала книгу всім присутнім, коротенько оповіла про те як було розшукано місце страшного поховання, місце кривавого злочину, привернула увагу слухачів до того, що книга містить документальні відомості не тільки про кількість розстріляних українців, але й представників інших народів. На нараді були присутні Голови всіх національно-культурних об’єднань Мурманська, представники обласної адміністрації. Всі були зворушені і зосереджені, байдужих не було.
В історію нашої многостраждальної Вітчизни, в книгу Буття мого народу вписана ще одна трагічна сторінка історії. Яка ж страшна ця історія, та чи остання і ця сторінка?! Скільки ще чорних плям, не розкритих сторінок, що покояться під жахливо-божевільним грифом - присудом: “Совершенно секретно”?..
Про безсмертя – то кожному варто послухать.
Вартівницю в світах і в собі – не поруш.
Мироточить душа, що спізналася з Духом.
Є у всіх поколінь мироточиво душ”. Антоніна Листопад.

З почуттям безмежної подяки і відчуттям душевного щему тримаю в руках нещодавно видану книгу, яка так і називається - “Убієнним синам України. Сандармох.
Наталя ЛИТВИНЕНКО-ОРЛОВА. getmanova@list.ru


Категория: Информация к сведению | Добавил: kazak-kab (16.06.2013)
Просмотров: 392 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar



ОКО ВОО «ПК»