Четверг, 24.08.2017, 05:56
ВСЕУКРАИНСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
"ПРАВОСЛАВНОЕ КАЗАЧЕСТВО"
Главная страница | Каталог статей | Регистрация | Вход

6. Песня Игоря Тальк...
3. Обучение кадетов ...
4. Международный вое...

Яндекс.Метрика

Главная » Статьи » Это интересно. » Информация к сведению

КАЗАЦКИЙ МАРАФОН ПАМЯТИ.
Посвящается 20-ЛЕТИЮ памяти казаков-добровольцев, погибших в военных конфликтах 1992-1993 гг. в Приднестровья и Абхазии…
Крестный ход планируется по маршруту перехода казаками на Кубань в 1992-1993-1994 гг. Инициатор: атаман ВВКЧ Дрямин О., Приднестровкие казаки, при поддержке атамана ВГО «Православное казачество» Коломийцева, Клуба женшин-аграриев «Хуторяночка» Клебановой
По поручению Президента Украины В.Януковича премьер Министру Украины Н. Азарову (№1-1/860 от 06.05.2011 г.) с целью возрождения и развития исторических, патриотических, хозяйственных и культурных традиций Украинского казачества, отработать механизмы взаимодействия общественности и органов исполнительной власти с казацкими общественными организациями.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА: Преемственность поколений вековых казацких традиций. Территориальное пространство от Днестра до Южного Буга на протяжении многих веков и тысячелетий играло и продолжает играть в настоящее время чрезвычайно важную роль пограничья различных пластов человеческих цивилизаций и культур. Здесь, в разные исторические эпохи мирно контактировали или конфликтовали между собой оседлые земледельцы Балкано-Карпатского региона и кочевые цивилизации Великой степи, восточный мир православия и западнославянская католическая культура, восточные романцы и украинские казаки, мир христианства и мир ислама, мир кочевников скотоводов и земледельцев, воинственных пришельцев и мирных хлебопашцев. Днестр уже много веков является условной границей между германо-романским миром Запада и восточнославянской цивилизацией огромных пространств Евразии.
Исторические исследования показывают, что эти земли с глубокой древности в силу своего положения являлись лакомым куском и очень часто включались в состав разнообразных государственных формирований. Еще в начале I столетия до н.э. по Днестру проходила западная граница Киммерийского царства, упомянутого Гомером. В VI-VII вв. долины Днестра осваивают мощные союзы славянских племен, которые в X веке вошли в состав Киевской Руси.
В середине XVI зарождается украинское казачество, центром которого становится Запорожская Сечь – важнейший плацдарм антиосманской, антипольской и антитатарской борьбы. С конца XVIII века здесь интенсивно шла ассимиляция разнообразных культур, этносов, исторического опыта народов, главным образом молдаван, украинцев и русских.
В течении столетий эти земли входили в самые различные государства – Киевскую Русь, Галицко-Волынское княжество, Золотую Орду, Русско-литовское государство, Польское королевство, Речь Посполитую, Крымское ханство, Российскую империю, Советскую Украину.
Качибей или Хаджибей впервые письменно упоминает польский хронист XV столетия Ян Длугош. Первое упоминание было связано с братской помощью – транспортом с украинским хлебом. Но пройдет всего одно столетие, и угроза коснется именно этих украинских земель – Качибей и все побережье Черного моря будет захвачено могущественной Османской империей
Но даже под турецко-татарской властью Хаджибей остается одним из главных мест добычи соли. Скоро на соляных шахтах появляются украинские казаки. В 1578 году посол польского короля Стефана Батория, Мартин Броневский писал о добыче соли возле Хаджибея: "…где находится три балки и соленые озера. Тут сходится большое количество казаков… Место это ужасное". В условиях постоянной нестабильности и безвластия в степях вокруг Хаджибея, только запорожцы могли быть гарантом безопасной добычи и транспортирования соли для христианских купцов и украинских чумаков.
Истоки зарождения Черноморского казачьего войска берут своё начало в истории запорожского казачества и ликвидированной в 1775 году Запорожской Сечи. Созданное в конце 1787 года из разрозненных групп запорожских казаков, «Войско верных казаков запорожских» стало надёжным щитом России на юге в междуречье Днестра и Буга, на землях, значительная часть которых ныне входит в состав Приднестровья и Украины. Овеянные славой побед в русско-турецкой войне 1787-1791гг. черноморские казаки по Указу Императрицы Екатерины II были переселены по окончании войны в 1792-1793 гг. на Кубань, где Черноморское казачье войско продолжило нести службу по охране южных рубежей России вплоть до 1860 года, когда оно было объединено с Кавказским линейным войском и стало именоваться Кубанским казачьим войском.
В Хаджибее (Одессе) в1794-1797 годах существовала "Черноморская казачья команда", которая приняла участие в строительстве города и порта. После смерти Екатерины II эта команда была ликвидирована. Черноморцы, которые остались в Одессе поселились на Пересыпи, со стороны Херсонской дороги – Коминтерновского района. Сегодня эти места называются улицами Черноморского казачества, атаманов Антона Головатого и Захария Чепиги. Эти данные легко найти в "Плане топографическом и гидрографическом крепости, города и порта Одесского в каковом состоянии ныне находится", который был составлен 1-го января 1797 года.
Учитывая историческую роль казачества в становлении украинской государственности и с целью взаимодействия органов исполнительной власти и казацких общественных организаций в осуществлении мероприятий по возрождению и развитию исторических, патриотических, хозяйственных традиций Украинского казачества разработан проект Создания Национального Исторического Заповедника "Казацко-православной славы" на территории Коминтерновского района Одесской области (историческое название – Тилигуло-Балайские окрестности).
Ссылаясь на историческую справку от 08.09.06, за №0066087 Декана исторического факультета ОНУ им. И.И. Мечникова, Кандидата Исторических наук, доцента Кушнира В.Г., составленную для краеведов Коминтерновского района, воспоминания о стычках казаков с татарами на Тилигуле начинаются с XVI столетия (письма польского гетмана Жолкевского).
Немало раз были под Тилигульским лиманом запорожские казаки во время военных операций русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Например, во время похода войск О.Прозоровского и главных сил Войска запорожского под предводительством кошевого атамана Петра Калнышевского на Очаков и Хаджибей в июне и июле 1770 года. Тогда 29 июня (по старому стилю) на берегу Тилигульского лимана отмечали казаки день Петра и Павла – именины своего кошевого атамана. В 1771 году, за словами А.Скальковского 24 августа, 15 сентября, 9 октября запорожский кошевой П.Калнышевский во главе 6-ти тысячного отряда казаков "…имел три жестоких и славных дел с врагом возле Очакова и Хаджибея", за что Екатерина II пожаловала запорожцам "похвальную грамоту".
За Ясским мирным договором 1791 года Хаджибей и все побережье Черного моря, между Южным Бугом и Днестром перешло по власть Российской империи.
300-сотлетняя борьба за освобождение этого края от турок была завершена.
В марте 1790 года Главнокомандующий русской армией в русско-турецкой войне 1787-1791 гг. князь Григорий Потемкин за службу "подарил" черноморцам земли между Бугом и Днестром. На берегу лимана жили казаки: Мокия Гулик, Дмитро Спивка, Дмитро Федоренко, Семен Ящира, старшина (будущий атаман) Тимофей Котляревский.
Но только казаки начали создавать свои хутора, после смерти князя Г.Потемкина, Екатерина II приняла решение переселить черноморцев на земли реки Кубани, а эти земли были отданы своим чиновникам и дворянам. В общей сложности в шесть этапов на Кубань было переселено свыше 17 тысяч, как семейных, так и бессемейных черноморских казаков. Главным атрибутом переселением была казацкая нагайка (плеть). Так, в несколько етапов, на протяжении 1792-1793-1794 гг. они были переселены на Кубань…
Где те дороги, по которым шли наши предки на Кубань? Мостов и колодцев не было, бескрайние, безводные степи и буераки. Где те могилы? Информация об этом переходе и переселении казаков в школьных учебниках никогда не излагалась и никогда не изучалась. Только благодаря историкам-писателям: П. Короленко, М. Тернавскому, Б.Фролову, Ф.Щербине, Ф.Петруню, И. и Г. Сапожниковым мы можем донести эту украинскою историю нашему читателю:
В 2006 году профессор Елена Бачинская совместно с казаками Черноморского гайдамацкого объединения Украинского казачества произвела поисковые работы в девяти селах Коминтерновского района, вдоль берега Тилигульского лимана. Было выявлено 350 крестов и надгробных памятников конца XVIII – середины XX столетия – это было начало большой работы, как ученых, так и казаков, и государственных структур.
Изучение этих исторических событий и привело к мысли о создании именно на землях вблизи Тилигульского лимана, в Коминтерновском районе Одесской области, на бывших Тилигуло-Балайских окрестностях Национального Исторического заповедника Казацко-Православной Славы «КОЗАЦЬКА СПАДЩИНА" и туристического маршрута "ОТ РОДОСЛОВИЯ К ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА".
ЖЕРТВЫ КРОВАВЫХ РЕПРЕССИЙ 20-го века…
В начале 20-го века казачество стало первым звеном в целой цепи многих народов, подвергшихся физическому и моральному уничтожению. События тех лет заставили людей, чудом уцелевших в жерновах той кровавой репрессивной машины, даже спустя годы скрывать свое истинное происхождение, в целях самосохранения замалчивать правду о достойных предках перед детьми и внуками погибших.
Новая страница нашей истории открывается вначале 90-х, после распада Советского Союза и возникновения новых государств. Возрождение казачества являлось не только культурной потребностью, но и объективной необходимостью.
Первые казачьи общины были воссозданы по инициативе казаков в начале 90-х годов XX столетия на Дону, Кубани, Тереке, в Запорожье, в Приднестровье и других регионах. Состоявшийся в г. Москве 28-30 июня 1990 года Учредительный казачий Круг Союза казаков России положил начало организованному объединению возрождающегося казачества не только в Российской Федерации, но и за её пределами.
Распад единого государства СССР, окончательно оформленный договором в 1991 году в Беловежской пуще, и последовавшее за ним провозглашение независимых национальных государственных образований вызвали широкий размах казачьего движения, который пробудил генную память казаков и в Приднестровье.
Военные конфликты 90-х доказали что казачий дух не смогли вытравить из этих людей ни годы репрессий, ни стремление власти нивелировать, растоптать память об их казачьих корнях. Сегодня черноморцы достойно продолжают традиции предков, защищая рубежи своих стран, мир и безопасность их граждан.
КАЗАЧИЙ ДУХ ПРИДНЕСТРОВЬЯ…
Военный конфликт в Приднестровье в 1992 г. доказал, что казачий дух не смогли вытравить из этих людей ни годы репрессий, ни стремление власти нивелировать, растоптать память об их казачьих корнях. Сегодня появление на улицах населенных пунктов Приднестровья людей в казачьей форме уже ни у кого не вызывает удивления. А само слово «КАЗАК» прочно вошло в наш словарный лексикон. Сегодняшний день наглядно показывает, что казачество на берегах седого батюшки Днестра - это всерьез и надолго.
Приднестровская Молдавская Республика с момента своего образования была вынуждена противостоять агрессии националистов Молдовы, и казаки поступили не по приказу, а по зову сердца, как поступали во все времена их предки. Тогда казаки вместе с ополченцами, бойцами республиканской гвардии, территориального спасательного отряда, добровольцами казачьих войск России с успехом отразили все атаки озверелых национал-фашистов Молдовы. Казаков отправляли на самые опасные участки, и уже вскоре слава об их неустрашимости и отваге разнеслась по всему фронту. Можно уверенно говорить, что там, где были казаки, противник вдвойне, втройне опасливо решался на прямое столкновение, а если и шел на него, то нес огромные потери по всем пунктам военного времени. Только в составе официально оформленных казачьих подразделений было 1317 воинов, геройски погибли 63 казака Черноморского Казачьего Войска и 27 казаков из Росси, Украины, Белоруссии и Прибалтики. Все погибшие казаки награждены посмертно орденами и медалями ПМР, казачьими крестами Союза Казаков России "За оборону Приднестровья".
Мы никогда не забываем о семьях погибших и раненых казаках – защитниках Приднестровья, погибших и получивших ранения в кровопролитном 1992-ом году, постоянно помогаем им как ежемесячной финансовой помощью, так и любой другой помощью, добрым делом и добрым словом.
ДОБРОВОЛЬЦЫ АБХАЗСКОЙ ВОЙНЫ 1992-1993 ГГ.
… Вероломное вторжение войск госсовета Грузии в Абхазию 14 августа 1992 года вызвало возмущение и протест среди простых людей во многих регионах бывшего СССР и за рубежом. Решительно против грузинской агрессии выступили региональные общественные организации, созданные по этническому принципу: Конфедерация горских народов Кавказа, Конфедерация народов Кавказа и Международная Черкесская ассоциация. Такую же позицию заняло казачество Юга России, особенно Донское казачество, и Кубанское казачество в лице Кубанской казачьей рады, а также Терское казачество и казаки Приднестровья.
В первые дни войны, 15 августа Конфедерация горских народов Кавказа и Международная Черкесская ассоциация призвали народы Северного Кавказа встать на защиту Абхазии. Через несколько дней председатель комитета самообороны Конфедерации Султан Сосналиев, прорвавшись с группой конфедератов через позиции грузинских войск на р. Псоу, прибыл в Гудауту и вскоре стал одним из руководителей штаба обороны.
Так началось добровольческое движение. Из всех республик Северного Кавказа начали они приезжать для защиты Абхазии. 19 августа Совет атаманов Кубанской казачьей рады в обращении к Ельцину заявил, что Кубанское казачество «решительно встанет на защиту абхазского и славянского населения Абхазии». Аналогичное заявление сделало Донское казачество 24 августа. И вскоре из Ростовской области, Краснодарского, Ставропольского краев и из других регионов России прибыли казаки для защиты Абхазии. В их мобилизации и отправке в Абхазию большую роль сыграли Виктор Ратиев – Верховный атаман Союза казаков России и зарубежья, Николай Козицын – Верховный атаман Всевеликого войска Донского и Евгений Нагай – атаман Кубанского казачьего войска.
Вышеназванных государственных, политических и общественных деятелей бывшего Союза (и не названных в этой статье, а их немало) следует считать добровольцами Отечественной войны народа Абхазии, наравне с участниками боевых действий, считает доцент кафедры истории России и зарубежных стран Абхазского Государственного Университета, кандидат исторических наук, Иван ЦУШБА.
Братская могила в Гудауте, там похоронен Александр Трапезников из Приднестровья, журналисты Одесской областной организации ищут родственников Александра Трапезникова…
В селе Звангрипш (Абхазия), высоко в горах, у самого неба, в усадьбе семьи Барцыц, (согласно языческому обычаю) стоит две могилы, в них лежат двое молодых участников Абхазских военных событий 1992-1993 гг., погибших под Каманами: Родик Барцыц (абхаз) и Рома Радковский из Приднестровья (19 лет), который в 1992 г., после окончания военных событий в Приднестровье, под зову сердца и атамана Седых отправился в Абхазию добровольцем и там погиб в одном бою с Родиком Барцыцом. Семьи добилась, чтобы их вместе похоронили в их усадьбе. Родители Ромы Радковского только через 12 лет, благодаря журналистам, узнали где похоронен их сын… (отец Ромы радковского живет в Рыбнице и зовут его Анатолий Радковский).
Обращаюсь ко всем в предложением, у кого от этих рассказов сжимается сердце, посетить эти могилы в Абхазии…
ПРАЗДНИК БРАТСКОГО МУЖЕСТВА И ЕДИНСТВА
26 февраля 2010 г. в краснодарском лицее №4 не было слышно ребячьего гомона, не было той беготни, которая случается на переменах. В школе воцарились сосредоточенность, ответственная тишина - ждали гостей, заканчивались последние приготовления к их встрече. День защитника Отечества в этом лицее праздновали не в первый раз. Уже двадцать лет знают лицеисты своих «афганцев», вместе с ними собирают экспонаты для Музея боевой славы. Возраст второго - «Музея – казаков-героев Приднестровья» – поменьше, но музей такой же значимый. Занимает он небольшую комнату на четвертом этаже, и теперь уже переполнен экспонатами. И стены, и стеллажи, и шкафчики заполнены фотографиями, документами, книгами. Немалое место здесь занимают предметы казачьего быта: старинные утюги, прялки, чугунки (чавуны – укр.) - от огромного до маленького, одежда казаков, украшения казачек, затейливые скульптурные композиции работы есаула А. И. Вяткина.
В «красном» углу по обычаям казачьего уклада в расшитых узорами рушниках икона «Богоматерь с младенцем». Прежде она принадлежала кафедральному собору св. Екатерины, в народе известному как «Красный Собор». Владыко Исидор подарил эту икону лицею, как только узнал, что это важно для лицея и казаков-приднестровцев.
По предварительной записи в Музее проводятся экскурсии для школьников. Ребята нередко сами добывают экспонаты, участвуя в раскопках по краю, бывая в различных экспедициях. Краеведов этого лицея в Краснодаре знают.
Первым экспонатом стала казачья черкеска, которую принес по разрешению своего отца старшеклассник Павел Заря. Потом последовали старинные украшения и поток экспонатов не иссякал. Душой,организатором, опытным собирателем коллекций, грамотным экскурсоводом и щедрым наставником этого исторически важного и патриотического воспитательного процесса более двух десятков лет является Нелли Сергеевна Рощупкина. Тридцать лет в этой школе она преподает географию, всегда умела дружить с подростками, деликатно, сердечно объяснить «что на свете – хорошо, а что такое – плохо»… И можно сказать давно «завела» ребят на добрые дела, сформировала тот «Центр», который интересно работает, умеет добиваться поставленной цели. Проблемы по участию в городских мероприятиях, трудности во время поездок, маршрутов – всё решают сообща, доверительно.
Аникин Алексей Александрович, 1941г.р. в семилетнем возрасте стал жителем станицы Динской на Кубани. В 1962-1986 гг. по окончании Первого Вольского авиационно-технического училища служил в ракетных войсках стратегического назначения. В 1976г. закончил Военную Академию им. Ф.Э. Дзержинского по специальности инженер-механик.
В 1990-х гг. активно участвовал в возрождении казачества, был избран атаманом Восточного куреня. В марте 1992 года стал походным атаманом Кубанского добровольческого отряда, защищавшего мирных жителей Приднестровской Молдавской Республики от геноцида румыно-молдавских оккупантов. В ноябре 1992 года был избран депутатом Законодательного Собрания Краснодарского края; с марта 1993 г. он - атаман Екатеринодарского отдела ККВ. В 1992 был участником событий в Абхазии, в 1994-1995 – в Чечне. Награждён шестью орденами, двадцать одной медалью. Старший внук Алексей идет по стопам своего славного деда: окончил Московский военный институт радиоэлектроники Космических войск России.
В военном опыте А.А. Аникина бывало все, действовать приходилось и войной, и миром. Как это важно было на земле, где население не всегда понимало: кто с кем, кто против кого и зачем??? Как правило, там для кубанского казака не только благополучия не было, какое там, – провизии не хватало, еды не поставляли.
Вот потому все, кто участвовал рядом с А.А. Аникиным в миротворческих операциях, тепло и уважительно величают его «батька» и сами, как и он, пришли на торжество в лицей в гражданской одежде без наград – чтобы не выделяться.
В 1992 году в Приднестровской Молдавской республике в период политического развала страны часть молдаван и живущие там русские люди оказались абсолютно беззащитными и безденежными. Россия тоже переживала трудности ельцинского периода. Так кто же придет на помощь, если уже льется кровь? В России всегда находятся люди, которые не связаны с мечтами о выгодах: надо, значит, выручим, чего бы это себе не стоило. Об этом и шел разговор приднестровцев, которых Нелли Сергеевна Росчупкина пригласила в небольшой интерьере казачьего Музея. Тесно уселись на лицейских банкетках во главе с «батькой» в неизменно-привычном военном мундире. Разве от него, приросшего, словно вторая кожа, он отвыкнет?
Обыватели могут по-разному воспринимать, оценивать, им – простительно. А воинская честь и достоинство, обретенное в боях – это навсегда. Те, кто прошел через военную мясорубку – не красуются, они с этим живут, и это всегда вызывает уважение и гордость за них у тех, кто понимает.
Праздник братского мужества и единства заключался в воспоминаниях, в которых словно оживали эпизоды военных лет, когда каждый из этих участников не раз был на волоске от смерти, я еще тяжелее были воспоминания о погибших.
В эти минуты седая голова Валентины Петровны – жены знаменитого кубанца подполковника Абхазской армии А. А. Сидоренко – клонилась все ниже и ниже. Сидоренко случайно оказался в Абхазии в момент, когда Грузия начала обстрел местного населения. И Анатолий не сбежал от опасности, а примкнул к казакам, ставшим на защиту от истребления мирных жителей Абхазии. Когда закончились жестокие бои и, казалось бы – всем жить да жить… в критический момент, ни минуты не раздумывая, Анатолий Анисимович бросился на гранату и, накрыв ее своим телом, спас не один десяток товарищей. За проявленное мужество и героизм Правительство Республики посмертно присвоило ему высокое звание «Герой Абхазии». Его непременно хотели похоронить в Абхазии. Но «батька» Аникин настоял на своем, и похоронили Анатолия Анисимовича в его родном Краснодаре.
Среди всех наиболее молчаливым оказался В.В. Щёголев. Его называют фотопсихологом, нередко щёлкал его фотоаппарат. Биография у него незаурядная: 1-й разряд по парашютному спорту, нелегкая армейская служба в Воздушно-десантных войсках, тренерская работа по шахматам; в 1987 г. возглавил в Краснодаре Союз борьбы за мир; идеолог возрождения казачества на Кубани. Многим известны тысячекилометровые конные походы, Марши мира по Кубани, Дону, Адыгее, организованные и проведенные Василием Васильевичем в 1990 – 1995 годах.
Василий Щёголев – участник миротворческой миссии в Приднестровье в 1992 г., в событиях грузино-абхазского конфликта в 1993 году. Оттого и располагает уникальными историческими фотоснимками, сделанными им во время ведения боев.
Цель статьи: разработать единый план проведения казацкого марафона памяти.
Готовы к сотрудничеству по любым вопросам и предложениям по прохождению маршрута: Приднестровье, Одесса, Крым, Тамань, Краснодар, Абхазия.
С уважением, Кольчева Л.Н. контакты: e-mail:kolcheva06@mail.ru, тел: +7-3810-067-866-28-9


Категория: Информация к сведению | Добавил: kazak-kab (17.06.2013)
Просмотров: 125 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar



ОКО ВОО «ПК»