Суббота, 19.08.2017, 19:58
ВСЕУКРАИНСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
"ПРАВОСЛАВНОЕ КАЗАЧЕСТВО"
Главная страница | Каталог статей | Регистрация | Вход

6. Песня Игоря Тальк...
3. Обучение кадетов ...
4. Международный вое...

Яндекс.Метрика

Главная » Статьи » Это интересно. » Информация к сведению

ХАДЖИБЕЙ И ОДЕССА В ИСТОРИИ УКРАИНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
ХАДЖИБЕЙ И ОДЕССА В ИСТОРИИ УКРАИНСКОГО КАЗАЧЕСТВА

В конце 80-х – в начале 90-х годов прошлого столетия известный одесский историк Анатолий Бачинский обратил внимание на то, что множество каменных крестов из ракушечника, которые стоят на кладбищах в десятках сёл вблизи Одессы, безусловно, являются казацкими. В 2006 году профессор Елена Бачинская произвела поисковые работы в девяти сёлах Коминтерновского района вдоль берега Тилигульского лимана. Целью экспедиции было найти и описать каменные кресты на кладбищах сёл Коминтерновского района, где было выявлено 350 крестов и надгробных памятников конца XVIII – середины XX столетия. И стоят они как хранители национальной памяти казацкой Украины.
Изучение этих исторических объектов и привело к мысли о создании именно на землях вблизи Тилигульского лимана, в Коминтерновском районе Одесской области, на бывших Тилигуло-Балайских окрестностях туристического маршрута "Чумацький шлях". Современная Старокиевская трасса была важным участком торгового тракта, под названием "Чумацький шлях", известного ещё по летописи XV столетия, с обозначением конечных пунктов этого древнего маршрута: от Качибея (будущей Одессы) на Брацлав и Киев. На протяжении столетий Хаджибей (Одесса) оставался одним из главных мест добычи соли в Украине, а с XIX столетия именно эта дорога связывала с портом и далее морем с внешним миром.
Одесса под названиями Качибей, Качибеев, Хаджибей упоминается с XV века. Мы с уверенностью сегодня утверждаем, что наш город был основан при правлении Великого князя литовского и русского Витовта. Днем рождения любого города считается дата его первого упоминания в исторических документах. Такой записью может служить запись в летописи поляка Яноша Длугоша, датированная 1415 годом, дополненная Кромером в XVI веке, что в 1415 году польский король Владислав II, т.е. Ягело, отправил из порта Качибей корабли с зерном на помощь осажденному турками Константинополю (15). С этого времени история города-порта прослеживается в исторических источниках непрерывно. Хаджибей даже под турецко-татарской властью оставался одним из главных мест добычи соли. Предводители казачества прекрасно понимали значение этих территорий и намеревались создать здесь казацкое государство, для чего, необходимо было вытеснить турок за Дунай и посадить на молдавский престол лояльного к казакам господаря. Такое казацко-молдавское государство пытались создать князь Дмитрий Вишневецкий в 60-ые годы и казацкий предводитель Иван Подкова в 70-е годах XVI столетия. А казацкий гетман Северин Наливайко в 90-х годах того же столетия предполагал образовать автономную казацкую республику в составе Речи Посполитой.
Согласно исторической справке декана исторического факультета Одесского национального университета В.Кушнира от 08.09.2006 г. за №0066087, воспоминания о стычках казаков с татарами на Тилигуле начинаются с XVI столетия (письма польского гетмана Жолкевского). Известно, что на территории вблизи Тилигульского лимана бывал и атаман Иван Сирко во время своих походов на татар через Тилигул и Куяльники в 1665 и 1672 гг. (1, 8). Фастовский полковник Семен Палий в апреле 1691г. разгромил здесь татарский обоз (16). По данным «Энциклопедии украиноведения» в период с 1696 по 1712 гг., бывший секретарь Ивана Мазепы Петрик Иваненко был гетманом «Ханской Украины», которая находилась на территории между Бугом и Днестром (так называемая татарская Белгородщина). Летом 1709 года в поисках помощи пришел на Хаджибей и гетман Иван Мазепа вместе со своим шведским союзником Карлом XII и отрядом казаков, которые спасались после поражения под Полтавой, продвигаясь по дороге от Очакова, которая шла вдоль моря. По данным историка Ф. Лагуса, они перешли Тилигульский лиман 16–17 июля 1709 года и отдыхали в районе нынешнего жилмасива Котовский и одесской Пересыпи (9).
В Русско-турецкую войну 1735–1739 гг. запорожская флотилия проходила через Хаджибейскую (Одесскую) затоку во время морских походов от Днепра до Днестра. Этим же путем, во время Русско-турецкой войны 1768–1774 гг., корабли запорожцев вышли к Дунаю. Неоднократно запорожские казаки были в ту войну под Тилигульским лиманом. Например, во время похода войск О.Прозоровского и главных сил Войска Запорожского под предводительством кошевого атамана Петра Калнышевского на Очаков и Хаджибей в июне и июле 1770 года (14). Тогда 29 июня на берегу Тилигульского лимана отмечали казаки день Петра и Павла – именины своего кошевого атамана. 24 августа, 15 сентября и 9 октября 1771 г., по словам историка А.Скальковского, кошевой П.Калнышевский во главе 6-ти тысячного отряда казаков «…имел три жестоких и славных дел с врагом возле Очакова и Хаджибея», за что Екатерина II пожаловала запорожцам «похвальную грамоту» (11).
После ликвидации Запорожской Сечи 91775 г), часть казаков ушла в турецкие владения, другие разбрелись по всей Южной Украине. Тилигульский лиман был важным объектом казацких промыслов. Об этом писал в X1X столетии пантелеймон Кулиш. (7). После уничтожения запорожской Сечи, уходя от самодержавия России, значительная часть запорожских казаков устремились именно «на Тилигул», где перебывали длительное время. «В 1776 году на Тилигуле и под Хаджибеем собралось до 7000 казаков и они стали здесь селиться под Очаковым» (4). Запорожцы письмами просили турецкую власть, что бы их «…приняли на Тилигуле и в других местах по хорошему», а в 1778 году избрали атаманом Тилигульским казака Подручного. Запорожцам, бежавшим в турецкие владения, первоначально султан дал остров Святого Юрия в дельте Дуная), разрешив им также свободно селиться по всем рекам и лиманам Дуная до Южного Буга. Казаки осели, в частности, возле Хаджибейского и Тилигульского лиманов, в том числе на Пересыпи (Одесса). Позже, по требованию России, турки переселили запорожцев за Дунай.
Однако, некоторые представители запорожской старшины (С. Белый, З. Чепега, А Головатый и др.) не оставляли мысли о возрождении Сечи, используя покровительство Г.А. Потемкина. Угроза новой русско-турецкой войны заставила российское правительство создавать новые казачьи формирования. Уже в 1787 году Г.А. Потомкин высказал намерение снова собрать запорожцев.В 1787 году, в преддверии войны с Турцией, российское правительство представило запорожцам в урочище Васильково у Бугского лимана место для основания Войскового Коша во главе с кошевым атаманом Сидором Белым. Новое формирование получило название Войско верных казаков, а в конце 1788 года появилось наименование – Войско Черноморских казаков. В начале новой войны 1787–1791гг. главные силы российской армии и украинских казаков под командованием Григория Потёмкина осадили Очаков. Тогда особое значение для турок приобрела крепость Хаджибей, как ближайший порт вблизи осаждённого Очакова. В начале августа 1788 года казаки-черноморцы по предводительством кошевого атамана З.Чепеги по приказу князя Потёмкина начали проводить разведывательные рейды в сторону Хаджибея (6). 17 ноября 1788г. конный отряд атамана совершил нападение на продовольственные склады Хаджибея и уничтожил их, за что З.Чепега был удостоен ордена св. Георгия IV степени (10).
Черноморские казаки под предводительством Захария Чепеги и Антона Головатого весной и в конце лета 1789г. расположили свои позиции и пикеты на берегах Тилигульского лимана. Отсюда 6 полков Черноморского войска и 2 батальона регулярных российских войск под руководством Де Рибаса пошли на штурм Хаджибея, который завершился успешно 14 сентября 1789 г. (12).
После взятия Хаджибея, с одобрения Г.Потемкина, Де Рибас приказал поднимать затопленные турками военные лодки, и в конце 1789 года была создана Черноморская морская гребная флотилия. Его неизменными помощниками и тогда, и впоследствии были черноморские казаки, с которыми Де Рибаса связывала давняя дружба (5). При отчаянной схватке за остров Березань Де Рибас вовремя подоспел на помощь отряду Антона Головатого, а 18 октября 1790г. гребные корабли Иосифа Де Рибаса соединились с казацкими лодками Антона Головатого и вместе вошли в Дунай. Там украинские казаки получили лавры победителей при взятии Сулимской затоки, Тульчи, Исакчи, в декабре Черноморская гребная флотилия, подчинённая Де Рибасу, активно участвовала во взятии Измаила (3).
В конце 1789 года, на зиму, новый войсковой атаман Захарий Чепега перенес Кош в село Слободзея на Днестре. При этом было основано три паланки (административных округа): Поднестровская, Березанская и Кинбурнская. По Ясскому мирному договору 1791г. Хаджибей и всё побережье Чёрного моря, между Южным Бугом и Днестром перешло по власть Российской империи. Ещё в марте 1790 года князь Г.Потёмкин выделил черноморским казакам под поселение земли между Бугом и Днестром. Но после смерти князя в 1791г, казаки почувствовали шаткость своего положения, т.к. никаких юридических оснований на эти земли они не имели. Завоеванная у турок земля, отданная было князем Потемкиным черноморцам, поступила в казенное ведомство, а Черноморскому казачьему войску была предназначена земля на одном небольшом Фанагорийском болотистом острове. С ноября 1791г войсковое руководство начинает ходатайствовать о выделении новых земель в Еникольском округе и на Тамани. После многих совещаний старшина войска Черноморского пришла к заключению: просить прибавить к Тамани поселения незаселенные берега Кубань-реки (2).
В правительстве тогда прорабатывались проекты военно-казачьей колонизации земель правобережной Кубани. 30 июня 1792г. последовал именной указ Сенату «О пожаловании Черноморскому войску острова Фанагории с землями между Кубанью и Азовским морем, лежащими». В этот же день императрица подписала и особую грамоту на пожалованные земли. В монографии «Гребная флотилия Черноморского казачьего войска» краснодарский историк Б.Фролов утверждает, что переселение черноморских казаков на Тамань планировалось правительством ещё задолго до вручения А.Головатому высочайшей грамоты от 30 июня, но было приостановлено до получения надлежащих сведений о кубанской земле. В 1792–94 гг. в шесть этапов на Кубань было переселено свыше 17 тысяч семейных и бессемейных черноморских казаков (13). Как писал М.Грушевский, «… они положили начало украинскому заселению кубанских земель» (4). С мая 1793 г. начала создаваться Черноморская кордонная линия. По старому запорожскому обычаю был брошен жребий, распределивший месторасположение 40 куренных селений, 38 из который получили названия старых запорожских куреней
В Одессе в 1794–1797гг. была сформирована «Черноморская казачья команда», которая приняла участие в строительстве города и порта. После смерти Екатерины II эта команда была ликвидирована. Черноморцы, которые остались в Одессе, поселились на Пересыпи, со стороны Херсонской дороги – Коминтерновского района. Эти данные легко найти в «Плане топографическом и гидрографическом крепости, города и порта Одесского в каковом состоянии ныне находится», который был составлен 1-го января 1797 года. Сегодня эти места называются улицами Черноморского казачества, атаманов Антона Головатого и Захария Чепеги.
Вышеизложенные факты свидетельствуют не только о тесной связи истории Одессы с казачеством, но и гораздо более древней истории Одессы-Хаджтбея, чем это традиционно считается. Есть достаточные основания для того, чтобы в 2015 году отметить 600-летие Одессы, т. к. на месте города и его порта находился город Гаджибей, известный с 1415 года. Попытки почти втрое уменьшить возраст Одессы является фальсификацией истории. Чем старше город, тем глубже его можно изучать, и тем он интересней для туристов. Однако, местная одесская власть до сих пор упорно ведет отсчёт создания города Одессы с 1794 года, когда императрица Екатерина ІІ приняла представленный план Иосифа де Рибаса, за которым последовал Рескрипт Екатерины II от 1794 года, который на самом деле предписывал создать вначале в Хаджибее порт, а только потом город был переименован.
В 2007г, Одесса, всегда удачливая и счастливая, кипела бурными страстями – 27 октября в Одессе был открыт памятник «Основателям Одессы». В связи с тем, что Одесса мечтает войти в список Мирового культурного наследия ЮНЕСКО, в старой части города, на Екатерининской площади проводились реставрационные работы. Главный объект площади – памятник-монумент Екатерине II, который был построен к 100-летию города, а затем снесён в послереволюционное время. Городской властью Одессы было принято решение о возвращении его на прежнее место.
Монумент изображал императрицу Екатерину II в окружении тех сподвижников, которые стояли у истоков рождения Одессы: Князь Таврический Григорий Потёмкин, граф Платон Зубов, под патронатом которого начиналось строительство и обустройство Одессы, первоустроитель города – адмирал Иосиф де Рибас, а также инженер Франц де Волан, по плану которого изначально утверждено строительство порта и города. С первых дней закладки Одессы "лобное место" на Екатерининской площади было освящено под церковь. Впоследствии, на этом месте успел побывать городской фонтан, который перенесли в Городской сад, где он по сей день радует одесситов и гостей города. После революции – памятник Карлу Марксу. Во время фашистской оккупации Екатерининская площадь была переименована в площадь Гитлера. Последнее время – 42 года на этом месте стоял памятник Потемкинцам. В ночь с 24 на 25 июня 2007 г. он был демонтирован, несмотря на бурные протесты одесситов и местных казаков. Решение об установлении в Одессе монумента «Основателям Одессы» (теперь его решено было именовать именно так) приняли депутаты горсовета, мотивируя его тем, что с 1900 по 1920г. в Одессе существовал памятник Екатерине II, пока его не снесли большевики.
Открытие данного монумента в 2007 году сопровождалось столкновениями между сторонниками и противниками воссоздания этого памятника. Против выступили партии националистического толка, Ассоциация казацких обществ «Січ» и ряд других общественно-политических сил, мотивируя это тем, что Екатерина Великая упразднила Запорожскую Сечь и Черноморское казачество, инициировала крепостное право на Украине, ликвидировала украинский язык и культуру, а последнего гетмана запорожской Сечи Калнышевского сослала на Соловки. Земли Запорожской Сечи, земли «Ханской Украины» твердой рукой Екатерины ІІ, через своих подчиненных, были очищены от вольных людей, людей, которые были памятью своей земли и владели традициями своего народа еще со времен Киевской Руси. Коренные жители были выселены на Кубань, а их земли были проданы и подарены российским, польским, молдавским, немецким, болгарским, сербским помещикам и колонистам.
Где те дороги, по которым шли наши предки на Кубань? Информация об этом переходе и переселении казаков в украинских школьных учебниках никогда не излагалась и никогда не изучалась. С тех пор прошло 215 лет! И только благодаря историкам П.Короленко, Ф.Щербине, Б.Фролову, Н.Тернавскому, Ф.Петруню, И.Сапожникову мы можем донести эту часть украинской и российской истории нашим современникам.
В 1828 году и казаки Задунайской Сечи перешли на сторону русской армии, принеся покаяние и присягу русскому императору Николаю I, и так же поселились на Кубани. Именно этот факт имеет основание говорить о том, что Россия единственная страна, которая дала возможность большей части запорожских казаков, для дальнейшего нормального существования и развития. И даже временные конфликты с русским правительством не могли нарушить общую тенденцию. Черноморские казаки, а с 1861г. переименованные в Кубанских казаков, верой и правдой служили России. После гражданской войны Войско Кубанское, как впрочем, и другие казачьи войска, были ликвидированы. В начале 90-х годов XX столетия на этих кубанских землях началось казачье возрождение.
А как же относиться к ликвидации Сечи Екатериной II? Несомненно, Екатерина II была личностью популярной в Европе, но для подавляющего большинства народов империи она была и остается символом порабощения. Екатерина II уничтожила польскую государственность, государственность крымских татар, осуществила жестокие репрессии против башкир, калмыков, инициировала выселение греков с Крыма, ногайцев из причерноморских степей. Во времена ее правления была ограничена автономия донских. Яицких казаков, прибалтийских народов, подавлен ряд восстаний, дискриминировалось еврейское население. При Екатерине II были ликвидированы казачьи полки и автономия левобережной и Слободской Украины, разрушена запорожская Сечь, а огромные земли Войска запорожского разделены между царскими сатрапами, сотни тысяч этнических украинцев стали крепостными. Но предлагаю без идеологической предвзятости взглянуть на события причин разгона Сечи:
– Первой и, безусловно, основной причиной разгона Сечи было восстание Пугачева, поставившее государство на грань развала. В 1773-1774 годах сечевики толпами шли к Пугачеву. Когда проводивший дознание по делу Пугачева граф Никита Панин доложил Екатерине II, что самозванец намеревался из заволжских степей идти на Сечь, чтобы подымать казаков, императрица решила, что с приднепровской вольницей надо что то делать, пока какой-нибудь новый самозванец не взбунтовал Сечь.
– Османская империя, подписав Кючук-Кайнаджирский мир, признала независимость Крымского ханства, согласилась на присоединение к России Азова, Керчи и других территорий; надобность в казачьей защите южной границы от татарских набегов отпадала: крымский хан принял российское подданство.
– Третей причиной было само поведение казаков и их старшины. Земли Войска Запорожского были чрезвычайно обширны и плодородны, не освоив эти земли нельзя было заселить приазовские и причерноморские земли. Потому на запорожских землях стали селить сербских и других колонистов, что вызвало гнев казаков: многих колонистов просто убили, других обкладывали данью, что, безусловно, раздражало правительство. Сечь признала над собой власть Петербурга (ранее – Москвы), получая жалование от российского правительства, все же продолжала жить самостоятельной жизнью, часто вступая в различные конфликты. Кроме того, старшина допускала воровство казенных денег, высылаемых на содержание войска. Это приводило к восстаниям сечевой бедноты. Начавшиеся столкновения запорожцев с новороссийским генерал-губернатором Г.А. Потемкиным подтолкнули его к мысли, что это гнездо своеволия, постоянно пополняемое беспокойным и неуправляемым товариществом, как себя называли запорожцы, надо ликвидировать. Каким –то образом узнав об этом Антон Головатый обратился к Потемкину с просьбой сохранить Сечь путем ее реорганизации по типу Войска Донского. Однако Потемкину да того надоело разбирать жалобы и споры казаков с соседями, что он ответил в сердцах: «Не можно Вам оставаться, вы крепко расшалились».
Кстати, по мнению днепропетровского историка И.С. Стороженко, период Подпильненской или Новой Сечи (1734-1775гг) был временем полной деградации казачества, потребности в котором уже не было, ведь военный промысел прекратился. Если бы Екатерина не распустила это образование, оно бы само распалось. Плохо в этом деле лишь то, что Потемкин с Украины отправил казаков на Кубань и Кавказ. Если бы не этот аспект, по мнению И.С. Стороженко, претензий к Екатерине II не было бы… (Интернет-сайт «Вольная станица)
Светлейший князь Григорий Потемкин-Таврический, принятый взапорожские казаки под именем Грыцько Нечоса, имел непосредственное отношение к ликвидации Новой Сечи. Но именно к нему обращались представители запорожской старшины с просьбами о возрождении казачьего войска, а вскоре вожди созданного Черноморского именно Потемкина считали своим покровителем.
Напоминаю, что по Ясскому мирному договору 1791 гола Хаджибей и все побережье Черного м оря между Южным Бугом и Днестром перешло во власть России, что завершило 300-летнюю борьбу казаков за освобождение этого края от турок и татар. Именно благодаря победам российской империи стало возможной украинская колонизация этого края. И только потом эта территория стала Советской Украиной, а теперь и Независимой Украиной.
Протестуя против воссоздания памятника Екатерине II в Одессе, современные украинские политики и казачьи идеологи обвиняют ее в уничтожении казачьей вольницы. При этом они «забывают», что нынешние кубанцы и есть прямые потомки тех самых запорожских казаков, наследниками которых себя объявляют появившиеся недавно многочисленные казачьи и псевдоказачьи организации в Украине. Кстати, изданная в 2006г. в Краснодаре «пе6рвая перепись казаков-переселенцев на Кубань в конце XVIII века», выпущенная к 215 годовщине переселения казаков на кубанские земли, указывает каждого казака-переселенца, служившего от «бывшего Запорожья». Сегодня в Краснодарском государственном иторико-археологическом музее-заповеднике им. Е.Д. Фелицына хранится более 50 подлинных грамот Екатерины II, Павла I, Александра I и Александра II о пожаловании частям Кубанского войска различных наград за отличие. Среди экспонатов казачьи знамена, булава и перначи, запорожские куренные значки. георгиевское оружие и награды, золотая посуда, жалованная российскими императорами кубанским атаманам.
Однако, те обстоятельства, которыми апеллирует украинское казачество к обществу, сегодня не вызывают никаких протестов у Кубанского казачьего войска и местного кубанского населения. Здесь пытаются возрождать и казачьи традиции, и памятники имперской эпохи. Еще в 1853 г.в Екатеринодаре был заложен на войсковые средства Войсковой Александро-Невский (белый) собор. Строительство продолжалось 19 лет, освятили храм в 1872 году, а в 1937 году собор был разрушен. Решение о его восстановлении было принято в 2003 году. Торжественная церемония закладки камня на месте восстановления разрушенного собора Александра Невского Кубанского казачьего войска состоялась 17 декабря 2003 года.
Памятник Екатерине Великой первоначально был сооружен на средства Кубанского казачьего войска и был открыт на Атаманской площади в мае 1907 года. В сентябре 1920 года Кубанским чрезвычайным революционным комитетом было принято решение разобрать монумент. В 2002 году глава Краснодарской администрации А. Ткачев ,в связи с обращением историков, краеведов, общественности принял решение о воссоздании монумента.
Потомки тех самых казаков, которые вначале из Запорожья перебрались к Южному Бугу и Днестру, а затем на Кубань, восстановили памятник Екатерине Великой в Краснодаре, а потому можно предположить, что со своей историей они разобрались и похоже вполне с ней согласны! А потому и казачьи святыни начинают возвращаться на свои места. Сегодня Памятник Екатерине Великой и собор Александра Невского Кубанского казачьего войска являются целостной композицией главной площади Краснодара, где казаки Кубанского казачьего войска систематически несут почетный караул, поддерживая преемственность поколений, отдавая дань истории и казацким традициям. Возрождая казачество в Украине, нельзя отгораживаться от наших братьев-казаков на Кубани. Мы должны вместе изучать нашу общую историю и хранить историческую память.
История – это политика в прошлом, а потому недопустимо перекладывать политические аспекты одной эпохи на эпоху другую, современную. Нам только остается научиться уважать историю такой, как она была.
Сегодня, 220 лет спустя после вышеуказанных событий, мы одесситы приехали на Кубань, где представители украинской диаспоры через поколения сохранили свой язык, самобытную украинскую культуру, остались преданы земле своих предков и при этом добиваются статуса Закордонного Украинца!
Эти люди по праву могут считаться «Настоящими украинцами»!!!
Кубанское казачье войско, Кубанский казачий хор и его руководитель Виктор Захарченко, общественная организация: «Содружество: Кубань – Украина», в лице его руководителя – Ирэны Скибицкой, да и вся многотысячная украинская диаспора Кубани вызывает восхищение уже только тем, что на протяжении веков сохранила преданность своим украинским корням и казачьим традициям.

Хорунжий ОКО ВОО
«Православное Казачество» Л.Н.Кольчева


Категория: Информация к сведению | Добавил: kazak-kab (26.06.2013)
Просмотров: 268 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar



ОКО ВОО «ПК»