Понедельник, 23.10.2017, 07:24
ВСЕУКРАИНСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
"ПРАВОСЛАВНОЕ КАЗАЧЕСТВО"
Главная страница | Каталог статей | Регистрация | Вход

6. Песня Игоря Тальк...
3. Обучение кадетов ...
4. Международный вое...

Яндекс.Метрика

Главная » Статьи » Это интересно. » Информация к сведению

Знамя - символ войскового и полкового объединения. Святыня, за которую казак обязан биться, не щадя жизни, не допуская его оскорбления или осквернения. В случае если знамя попадало в руки врагу, такой полк расформировывался. Как правило, хранилось в войсковом храме и выносилось оттуда по особо торжественным случаям. Зачастую служило коллективной наградой. На знамени Волжского казачьего войска изображены икона Спаса Нерукотворного, знак Волжского казачьего войска, даты 1560-1993 гг. И девиз: «Никого не устрашусь». Цвета знамени - синий, желтый и красный, которые символизируют: синий - реку Волгу, желтый - заволжские степи и красный - кровь волжских казаков, пролитую ими при защите Отечества.

Булава, пернач - символ военной власти, которой наделяется атаман.

Насека - посох с металлическим навершием, на котором первоначально «насекались» имена атаманов, владевших насекою. Символ гражданской власти атаманов всех степеней.

Лампас - цветная нашивка на боковом шве казачьих шаровар. Появился в древности у скифов и бродников. Символизировал принадлежность к войсковому сословию, а по цвету - к войску. Совпадал по цвету с околышем фуражки. Символ освобождения от всех видов государственных платежей и казачьей независимости. В Волжском казачьем войске лампасы алого цвета.

Медаль - личный знак атамана или почетного судьи. Носилась на шее - на ленте или на цепи, выпускалась на кафтан в раскол ворота. На лицевой стороне помещались надписи: «Атаман станицы...» или «Почетный судья...», а также помещался государственный герб или портрет государя. На обороте гравировались имя и годы пребывания в должности. По окончании срока оставалась своему владельцу на память.

В случае вторичного избрания носилась рядом с новой. Медали бывали золотые и серебряные в зависимости от степени атаманства. Медаль меньшего размера носил товарищ атамана.

Печать - на рукояти или на перстне, вручалась атаману при выборах. Символ хозяйственной и дипломатической функций атамана. Ею скреплялись все документы. Принадлежала общине и передавалась от атамана к атаману.

Шашка, первоначально сабля - холодное оружие, символ всей полноты прав у казака, а также обладания паевым земельным наделом. Вручалась казаку стариками в 17 лет без темляка. В 21 год при отправке на службу казак получал погоны, кокарду и темляк. В церкви, в момент слушания Евангелия, шашка обнажалась наполовину, что означало готовность казака стать на защиту христианства. Сохранялась в семье на видном месте. Передавалась от деда к внуку, когда «старик терял силы» и менял шашку на посох. Если в роду не оставалось наследников, шашка ломалась пополам и укладывалась в гроб умершему. Шашку и шапку казак мог потерять только вместе с головой. На Кругу голосовали шашками. Не обладающий полноправием шашку носить не смел. По решению Круга казак мог быть лишен права ношения оружия на определенный срок. Следующим наказанием было исключение из казачества.
Знамя Волжского казачьего войска (вторая сторона)

Шапка - не всякая, специального образца. Первоначально «клобук со шлыком», папаха, а затем фуражка - знак обладания казаком всей полноты прав.

Казаки нестроевых возрастов обязаны были носить фуражку без кокарды, но это повсеместно нарушалось. На Кругу казак должен быть в шапке. Снималась во время молитвы, присяги и выступлений на Кругу. Шапка, сбитая с головы, была вызовом на поединок. Символ принадлежности к войсковому сословию. На Круге иногородние и гости должны были быть с непокрытой головой. Считалось, что казак «шапку не ломает» и перед царем. В курене красовалась на видном месте. В доме вдовы лежала под иконой, что означало, что семья находится под защитой Бога и общины.

Нагайка - короткая конская плеть. Знак есаульца и приставов на Кругу. В повседневной жизни - знак власти у полноправного женатого строевого казака. Дарилась зятю тестем на свадьбе и висела в доме на левом косяке к двери в спальню. Как знак полной покорности и уважения могла быть брошена к ногам обиженного, который был обязан ее вернуть, а бросившего - расцеловать. Если же через нагайку переступали, то это означало, что покорность не угодна, а обида или грех провинившегося не прощены. Использовалась для телесных наказаний провинившихся казаков по решению Круга, схода, суда чести и совета стариков.

Погоны - неотъемлемая часть одежды казака строевого возраста. Обязательно носились казаком до выхода «на льготу». Офицерские погоны, галуны и шевроны разрешалось носить пожизненно.

Посох - символ старости и мудрости. Члены совета стариков все сидели, опершись на посох. Посохами наделялись судьи, ходатаи по делам церковной общины, паломники. Поднятый посох означал призыв Круга к молчанию. Шапка, поднятая на посохе, - особо важное сообщение.

Башлык - специально сшитый из верблюжьего сукна или шелка шарф. У большинства казаков тоже был наделен символическим значением. В зависимости от того, как повязывался башлык, можно было узнать возраст казака: завязанный на груди означал, что казак отслужил срочную службу; перекрещенный на груди - следует по делу; концы, заброшенные за спину, - свободен, отдыхает.
Государственный реестр казачьих войск России

Серьга (у мужчин) - означала роль и место казака в роду. Единственный сын у матери носил одну серьгу в левом ухе. Последний в роду, где нет, кроме него, наследников по мужской линии, - серьгу в правом ухе. Две серьги - единственный ребенок у родителей. Кроме символического, сакрального значения языческого древнего оберега, серьги играли и утилитарную роль. Командир при равнении налево и направо видел, кого следует в бою поберечь.

Знак нагрудный, войсковой - неотъемлемая принадлежность к форме каждого строевого казака. Обозначает принадлежность к конкретному войску. В знаке символически отображены история войска, местные, присущие конкретному войску, особенности. Так, на знаке Волжского казачьего войска изображен набатный колокол, подаренный царем Михаилом Федоровичем самарским казакам за разгром калмыков при Яицких вершинах.

Чернильница - знак писаря. Медная, с ушками, носилась привязанной к поясу. В XX в., когда писарей стали нанимать, исчезла из обихода. На смену этому знаку пришла книга.

Казна - железный ящичек, ларец с казною, знак казначея. Ближе к нашему времени тоже замененный книгой.

Бунчук - знак ставки, символ атамана на походе, принадлежал войсковому соединению, на походе и в бою следовал за командующим. В мирное время хранился в церкви, выносился только по праздникам как подтверждение его значимости и присутствия атамана. В армии часть функций бунчука унаследовали полковые и именные штандарты.

Сабля - обычно украшенная, старинная - тоже один из символов атаманства, лично ему не принадлежала, а была у него на хранении на времена правления. Могла храниться в церкви и надеваться на Круги и по праздникам.

Кольцо. Мужчины у казаков, как правило, колец не носили. Так что это женская символика. Серебряное кольцо на левой руке - девушка на выданье. На правой - просватана. Кольцо с бирюзой - жених служит (бирюза - камень тоски). Золотое кольцо на правой руке - замужняя, на левой - разведена (развод у казаков существовал всегда). Два золотых кольца на одном пальце левой руки - вдова (второе кольцо умершего мужа, хотя, будучи казаком и получив кольцо при венчании, он на руке его не носил). Иногда носили в ладанке.


Категория: Информация к сведению | Добавил: kazak-kab (28.05.2013)
Просмотров: 236 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar



ОКО ВОО «ПК»