Четверг, 24.08.2017, 06:03
ВСЕУКРАИНСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
"ПРАВОСЛАВНОЕ КАЗАЧЕСТВО"
Главная страница | Каталог статей | Регистрация | Вход

6. Песня Игоря Тальк...
3. Обучение кадетов ...
4. Международный вое...

Яндекс.Метрика

Главная » Статьи » Исторические факты » Происхождение казачества

ИСЕТСКИЕ КАЗАКИ
ИСЕТСКИЕ КАЗАКИ
7 Апрель, 2013 · Опубликовано в Статьи
Историческая справка.
Историческая территория Исетского Казачьего Войска охватывает лесостепные районы Свердловской, Курганской, Челябинской, юга Тюменской областей по течению рек Исети, Тобола и их притокам, начиная с 7-го тыс. до н.э., то есть 9 тысяч лет назад, являлись одним из основных регионов формирования индоевропейской этническо- языковой общности.
Далекие предки многих современных европейских и азиатских народов вели на данной территории казачий образ жизни, занимаясь разведением лошадей, скотоводством, в меньшей степени – земледелием, а также – обороной от монголо-китайских кочевников.
Настоящей сенсацией в мировой археологии стало открытие в 70-80 гг. прошлого века близ Магнитогорска целой «страны» индоиранских городов, состоящей из более чем 20 укрепленных городищ, среди которых наибольшую известность получили Синташта и Аркаим.
Учеными УрО РАН и УрГУ произведены раскопки индоиранских поселений 3-2 тысячелетий до н.э. в бассейнах рек Туры, Иски, Ука, по Исети – В Каргопольском районе Курганской области (Исследования В.Т.Ковалевой – УрГУ).
Отсюда, с Южного Урала, Приуралья и Зауралья на протяжении 4-1 тысячелетий до новой эры, то есть 6-3 тысячи лет назад , последовательными волнами происходило активное расселение индоевропейцев в Индию, Иран, Афганистан и Европу. Таким образом, индоевропейские языки получили наибольшее распространение в Евразии .
Однако, несомненно, протославянская часть казачьего населения здесь осталась, превратившись в скифо-сарматов 1-го тыс. до н.э.
Эти воинственные племена строили хорошо укрепленные городища с несколькими оборонительными линиями на возвышенных берегах рек. Все население с младых лет обучалось верховой езде и хорошо владело оружием, включая женщин и подростков.
От этой эпохи в Зауралье и Южной Сибири остались в наследство потомкам многочисленные курганы 20-100 метров в диаметре и до 10 метров в высоту.
Одним из них являлся большой курган вблизи Царева Городища (ныне г.Курган).
В 17-18 веках курганы усиленно разграблялись «бугровщиками», находившими там в больших количествах золотые и серебряные вещи. Коллекция из 250 предметов была преподнесена в дар Петру 1 А.Н.Демидовым и М.П.Гагариным и получила название «сибирской».
Среди вещей было множество предметов конской сбруи- удила, бляшки, ременные пряжки. При раскопках археологи обнаружили на костях скелетов следы прфессиональных заболеваний всадников, проводящих много времени в седле (Исследования Л.Коряковой – УрО РАН), что позволяет сделать вывод о том, что погребенные были казаками.
Во 2-1 –ом тысячелетиях до н.э. по всему течению Исети ( по Исет-дону ,от иранского «дану»- «река») вплоть до Тобола и Ишима жили исседоны – древние исетские казаки.
Они были настолько известны, что о них писал даже Геродот. С глубокой древности сохранились в Свердловской и Курганской областях названия рек и озер – Исеть, Синара, Теча, озера Горькое, Половинное, Большое Пустое, Щучье, Лебяжье, Медвежье, Черное, Малые Донки и др., которые свидетельствуют о проживании здесь славянского казачьего населения.
Уникальные бронзовые пластинки, изображавшие всадников, были найдены при раскопках Гляденовского могильника 3 в.до н.э.-2в. н.э. Особенно поражает пластина, где изображен всадник на коне, попирающем копытами змея. Этот прообраз Георгия Победоносца бытовал у исетских казаков за 7-6 столетий до появления его в христианстве! Не случайно он и ныне является для казаков святым символом воинской доблести.(«История Урала» в 2-х тт., «Наука», М., 1989, т.1,с.124)
В более поздние времена казаки продолжали жить в укрепленных городках, слободках (от иран. «сельское поселение») и селах, в том числе и во времена Золотой Орды, Не может народ, тем более русский, однажды зародившись, уйти в небытие. Чтобы выжить в те тяжелые времена, казаки в совершенстве овладели татарским языком. Точно так же легко говорили по-татарски и казаки Дона, Терека, Волги и Яика. Они превосходно изучили тактику татарского конно-стрелкового боя, умело вели разведку в степи, хитро применяли различные боевые приемы и маневры. Золотоордынская верхушка использовала их как в военных действиях, так и на хозяйственных работах.
После распада Золотой Орды казаки Зауралья и Западной Сибири попали под власть сибирских ханов. Однако с приходом сюда в конце 16 века отрядов Ермака местные казаки воспрянули духом и стали переходить на сторону «белого царя». Здесь и кроется разгадка того удивительного факта, когда малочисленные русские отряды одолевали 10-тысячные полчища не менее ловких кучумовцев. Кучума покинули многие бывшие подданные и союзники из числа местных казаков. Кучум жестоко мстил им за это, совершая набеги на русские владения вплоть до Тобольска, усиленные вновь прибывшими казаками и беглыми крестьянами из Центра России. Поэтому основная масса сибирских татарских и вогульских князей, а также башкир просто вынуждена была принять российское подданство.
В 1586 году казаки основали Тюмень, в 1587- Тобольск, в 90-е годы 16 века – города Пелым, Березов, Сургут.
В 1598 году объединенный русско-татарский отряд в 400 человек разгромил войско Кучума, который вскоре погиб.
В том же 1598 году казаками начато строительство крупного таможенного пункта на пути в Сибирь – Верхотурья. Именно к этому времени за Уралом сложилось «Войско» со всеми его основными компонентами. Больше всего служилых оказалось в Тобольске.
В 17 веке наиболее мощные казачьи общины формируются в Башкирии, на Яике и по течению Исети с притоками. Особенно интенсивно осваивается район Исети, где казачество жило с давних времен. В 1649 году коренной исетский казак Давыд Андреев основал Красный Бор. Год спустя – Усть—Миасский и Исетский острожки. Прилегавшая к ним земля была отдана Андрееву, получившему разрешение заселять ее казаками и пашенными крестьянами.
По течению Исети было построено много новых острогов, слобод и крепостей.
В 1650 году атаман Белошейкин основал Колчеданский острог, в 1659- Катайский.
В 1660 году возник острог Мехонский, в 1668-Терсюцкий и Шадринский, в 1669- Бешкильский, в 1671- Арамильский и Средне-Миасский, в 1679- Чумляцкий, в 1682- Белоярский, в 1685- Верхнее-Миасский, в 1687- Бродо-Калмацкий, в 1688-Багаряцкий и Новопещанский.
Именно в эти городки хлынули беглые крестьяне из центра России. На Урале их всех заверстали в казаки. Также сюда устремляются вольные ватаги с Волги, Дона и Днепра.
В памяти народной сохранились имена атаманов ватаг, обосновавшихся в Синарском Бору – Булгарина, Губина, Кожевникова.
Таким образом, возникла новая опорная Исетская Линия против кочевников, разорявших русские поселения. Край по Исети до Тобола покрылся сетью передовых форпостов.
Казаки делились на городовых и станичных. Городовые по сотням, пятидесяткам и десяткам и использовались для защиты городов.
Станичники составляли станицы от десятка до сотни и более. Командовали ими атаманы. Станичники вели разведку в глубине степи, наблюдали за транспортными путями, добывали «языков», несли вестовую службу,а в случаях нападения неприятеля- защищали пограничные города.
Казаки устраивали далеко в степях в удобных местах сторожевые посты- сторожи и по ним стали называться сторожевыми. Для сторож выбирали возвышенности, но нередко делали помосты на 4-х высоких столбах или насыпали курганы, с которых следили за местностью. На посту всегда находился часовой , а несколько казаков в полном боевом снаряжении – у подножия. Для быстрой передачи известий пользовались летучей почтой или разжигали костры.
Общепризнанной особенностью казачьих войск была их универсальность. Один из сибирских губернаторов говорил: «Без казаков никак обойтись неможно, оные употребляются в такие службы, в каковые никакие чины способны быть не могут».
Казаки жили отдельными общинами, которые управлялись атаманами по обычаям предков. Все вопросы решались на Казачьем Круге. Атаманы получали от сибирских воевод приказы и отвечали за их исполнение.
В 1734 году в русское подданство перешли киргиз-кайсаки Малой и Средней Орды, в связи с чем на берегу реки Орь началось строительство города Оренбурга и Красноуфимской и Элдяцкой крепостей.
Затем построили много новых острогов, в том числе Бисертский и Ачитский. Новая линия шла от Красноуфимска через Бисерть и Ачит, через Екатеринбург, Колчедан, Долматов, Катайск и Шадринск до Кургана и Звериноголовской.
В 1736 году Исетское Казачье Войско получает организационное оформление. По Высочайшему Указу 11 февраля 1736 года В.Н.Татищев образовал из исетских казаков Особое Войско и дал ему временный штат. Крепость Челябинская стала постоянным местом пребывания войсковой администрации Исетского Казачьего Войска. Она состояла из Войскового Атамана, есаула, писаря, войсковой старшины 8 человек и войсковой избы ( канцелярии).
В1743 году сподвижник Петра1 дипломат И.И. Неплюев проехал по Исетской Линии и распределил по крепостям еще 1360 казаков. На следующий год он разделил казаков на сотни и сформировал боевую единицу — Оренбургский нерегулярный корпус. Учредили должность Войскового Атамана. Им стал Матвей Шилов.
В 1748 году все сотни были сведены в Оренбургское Нерегулярное Войско, в состав которого под наименованием Исетское Казачье Войско вошли и исетские казаки.
В 1798 году Оренбургское Казачье Войско претерпело ряд изменений. Оно было поделено на 5 кантонов. Первый и главный кантон образовало Исетское Войско, второй- казаки разных крепостей, третий- уфимские, четвертый- собственно оренбургские, пятый- самарские.
Таким образом, на протяжении 150 лет, начиная с закладки Верхотурья исетскими казаками, в 1598 году, и до вхождения в состав Оренбургского Войска в 1748 году –Исетское Казачье Войско являлось первым Казачьим Войском Урала и существовало в качестве самостоятельной боевой единицы. В таком качестве оно продолжало существовать в составе Оренбургского Войска еще целых 70 лет, до 1818 года.
Итак, исторический срок существования Исетского Казачьего Войска насчитывает 220 лет.Или 411 лет с года образования Исетского КазачьгоВойска до наших дней.
Вся пограничная линия длиной около 2000 километров тянулась от Каспийского моря до Тобола. Она сотни лет успешно оборонялась казачеством Урала. Казаки, в том числе исетские, принимали самое активное участие во всех боевых действиях, военных походах и войнах, которые вела Российская Империя. Исетские казаки также были участниками экспедиций по завоеванию и обустройству новых территорий, в частности, в Средней Азии. Многие из них за мужество и доблесть были отмечены наградами российского правительства и покрыли себя неувядаемой славой.
Золотарев Б.В. март 2009 г.
Источник: www.islin.ru


Категория: Происхождение казачества | Добавил: kazak-kab (29.04.2013)
Просмотров: 355 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar



ОКО ВОО «ПК»